На игре возможны занятия наукой. О том, на каких принципах построена модель науки, можно прочитать здесь. При занятиях наукой не обязательно делать научные открытия, достаточно компиляций из уже написанного.
Каждый ученый, сделав научную работу или серию научных работ, может не только прославиться как специалист в данной области, но и получить от мастеров поощрение. Например, человек, написавший трактат о рыбах, может встретить на рыбалке говорящую рыбу, которая поведает ему очень занимательные (а может и полезные) сведения.
Каждый труд ученого должен быть представлен его коллегам и ученикам. Труд, написанный «в стол», мастерским поощрением пользоваться не будет. Представить свой труд можно в разной форме. Возможно представление в виде диспута, дискуссии, лекции. О проведении представления сообщается мастеру-посреднику. Наибольшее поощрение получают работы, произведенные прямо на игре.
Научные открытия сами по себе к технологическому прогрессу общества не приводят. Уровень материальной базы на момент начала игры ограничивается примерно концом 13-го века европейского Средневековья у наиболее развитых народов (за рядом некоторых отдельных исключений). Более того, мастера считают, что технический прогресс связан не только с материальной базой, но и с мышлением, отражающимся более всего в философских концепциях каждого периода времени. О связи мышления и развития научных знаний см. здесь: древнегреческая наука; наука эпохи Возрождения.
Потому все технические изобретения обосновываются, исходя из философских представлений и материальной базы. Если изобретатель сможет доказать, что подобное изобретение возможно в рамках философской модели мира данного общества и соответствует материальной базе, изобретение будет пропущено в игру. Допуск действующей модели осуществляет только мастер-региональщик. Для связи с ним следует обращаться к мастеру-посреднику. Изобретение также нужно продемонстрировать коллегам-ученым и ученикам, см. выше.
Новые технические устройства, как и магические предметы, проходят по категории артефактов. Каждое устройство снабжается мастерской биркой с номером и сертификатом с описанием его свойств. Сертификат не отчуждается от устройства, при уничтожении устройства бирка снимается и возвращается мастеру-посреднику, сертификат уничтожается.
Но сделать открытие и внедрить его в производство – две разных задачи. На игре нет возможности в полной мере отобразить внедрение изобретения, потому считаем, что изобретение внедрено, если был хоть один случай его практического использования при свидетелях. А вот какие последствия будут от внедрения данного изобретения в массовое производство, думайте сами. Мастера оные последствия обеспечат.
Передавать накопленный опыт можно только народу, находящемуся на достаточно высоком уровне цивилизованности. Например, нельзя передать технологию изготовления катапульты дикарям из леса, считающим предметы из меди и бронзы священными. Изобретатель может передать технологию своего изобретения только ученому того же профиля (технология нового свода или опоры для моста будет понятна только архитекторам), или же своим ученикам.
Ученик может использовать новые технологии, только будучи уже самостоятельным ученым. Степень самостоятельности определяется защищенными работами ученика по специальности учителя, а также признанием ценности работ данного ученика коллегами-учеными. Определяет это мастер-посредник. В дальнейшем молодой ученый может избрать иную область деятельности, не такую, как у его учителя.