"Люди пришли на сияющий запад,
миновав по пути восток..."
Тикки Шельен
Полторы тысячелетия назад кончилась Эрегионская война, прокатившаяся через весь северо-запад Средиземья. На просторах Эриадора, равно как и в пустынях Харада и восточных степях, расселились многие племена обычных людей, ведущие свои предания от героев давней войны. Впрочем, что это была война и кто в ней победил, уже мало кто помнит, для большинства людей и Темный Бог, и белые демоны - герои преданий, в которых их легендарные предки оборачиваются животными и понимают язык зверей. Даже события 70-тилетней давности (т.е. всего три поколения назад), когда Морской народ пленил короля Мордора, почти никого не коснулись (конечно - кроме вассалов Мордора). Хотя, собственно, сам Морской народ, так называемые «Короли людей» - дело иное. Немало племен навсегда покинуло родные леса, древесина которых заинтересовала Кораблестроителей, немало земель попало под власть Острова из-за сокрытого в ней золота. Живущие на побережьях или на берегах больших рек знают, как опасно попадаться на глаза большим морским кораблям высоких людей - немало охотников поплатились за свою неосторожность, навсегда расставшись с берегам Средиземья. Даже те, кто ранее заключал союзы с Морским народом, ныне в страхе бежит от них прочь. Страшный Черный Храм на Острове внушает ужас тем, кто о нем слышал, и еще большие опасения вызывает то, что и в Средиземье, в южных краях, появляются такие же храмы и гробницы. Впрочем, многие успевают прожить свою жизнь, так и не увидев ни разу ни гоблина, ни белого демона, ни обитателя Острова.
Увы, но время такой жизни подошло к концу. Мир изменился, и Люди Моря решили распространить свою власть и на далекие от моря земли. Поэтому большинству племен младших людей придется решать, что делать - подчиниться Королям людей и влиться в их королевства, уйти с насиженных мест или найти сильного союзника, способного помочь в борьбе с нежданными гостями.
Основное, что отличает младших людей от прочих народов, населяющих ныне Средиземье - это приоритет их локальных интересов над любыми глобальными. Границы ойкумен, в которых обитают племена младших людей, обычно совпадают с границами их деревень или их охотничьего ареала, в лучшем случае - с границами территорий соседей. В этом смысле (но не в вопросах религии!) младшие люди - типичные представители средневековья. Смысл их жизни завязан на вопросы выживания, для них нет и не может быть общечеловеческих ценностей, ради которых можно было бы пожертвовать безопасностью родного племени. В этом смысле младшие люди - прагматики: в вопросах, им хорошо знакомых, они будут руководствоваться здравым смыслом (конечно, в меру их способности адекватно оценить ситуацию), и вряд ли изменят свою точку зрению под влиянием рассуждений о судьбах мира.
В то же время все незнакомое воспринимается ими предельно иррационально. Непредсказуемая, и оттого обычно враждебная природа населена духами и стихиями, которых можно просить или обманывать, которым можно приносить дары или угрожать местью. Эльфы, Саурон и даже нумэнорцы также имеют заметный шанс оказаться в списке враждебных племени духов. Особо враждебным воспринимается море, у многих племен есть предание о Великом Потопе (вызванное, естественно, гибелью Белерианда). Нарицательные имена приобретают статус собственных, и представители двух племен могут долго обсуждать вопросы рыбной ловли, не понимая, что говорят о совершенно разных Великих Реках. Саурон из легенд обретает облик гиганта с горящими глазами и трехдюймовыми клыками. В далеких землях обитают люди с лошадиными туловищами и люди с песьими головами. Такие существа, конечно, не могут не быть враждебными обычным людям. Впрочем, младшие люди, как и все Дети Эру, изначально обладают способностью ощущать родственные чувства ко всем себе подобным. Так что союзы возможны и с людьми не своего племени и не своей расы.
Жизненный цикл младших людей неразрывно связан с природным ритмом жизни, быт племен младших людей невозможно представить без многочисленных праздников, привязанных к смене времен года и к смене поколений. С особенностями среды обитания связана также лексика различных племен: в речи скотоводов может присутствовать многообразие речевых оборотов и фразеологизмов, связанных со словом «лошадь» и непонятных земледельцу. И особенности речи, и важность знаменательных дат фиксируются в многочисленных сказках, обобщающих культурное наследие племени.
Мастера рассчитывают на то, что команды, заявляющиеся на роль младших людей, постараются воссоздать конкретный этнографический образ своего племени, включающий расписание праздников, характерные лексические обороты и основные сказочные сюжеты. Собственно, яркий этнический образ - основное требование к заявкам на младших людей.
За вторую эпоху часть потомков народов Беора и Хадора расселилась в северной части Эриадора. Спасаясь от катаклизма, произошедшего в Белерианде, они постарались отойти подальше от моря, поэтому расселились к востоку от реки Барандуин (но к западу от Митейтиля). За несколько тысяч лет уклад жизни этих людей окончательно сменился в пользу земледелия. В памяти этого народа сохранились отрывки воспоминаний древних временах, некоторые из племен до сих пор живут по обычаям, которые заложил сам Беор, и помнят о том, что когда-то давно они были вассалами эльфийских королей, поэтому эльфов Гил-Галада, обитавших фактически в лесах вокруг них, они продолжают воспринимать как высших, хотя и дружелюбных существ. И когда Гил-Галад фактически передал эти земли в распоряжение Верных, эти люди автоматически начали вливаться в образующееся поселение нумэнорцев, чему также способствовало сходство их языка с адунаиком.
В течение второй эпохи жизнь в этих краях была весьма спокойной, даже Эрегионская война, в которой местные племена сражались на стороне эльфов, коснулась их менее других. Поэтому живущие здесь люди воспринимают окружающий их мир весьма статичным, их предки жили в тех же условиях, что и они сейчас. Это означает ценность всех сложившихся традиций, праздников и ритуалов, так как решения, найденные тысячу лет назад, остаются оптимальными до сих пор. Хранителями древних знаний оказываются наиболее пожилые члены сообщества, мнения старых людей обычно являются наиболее весомыми. Таким образом, для этих племен естественен патриархальный образ жизни, при котором наиболее важные решения принимают старейшие члены общества, уже потерявшие статус воинов.
Впрочем, пока что на этой же территории обитают несколько племен, формально не относящихся к формирующемуся Арнору. В основном это люди, мигрировавшие сюда с юга, подальше от жестоких межплеменных конфликтов Белых гор. Культурным и торговым центром этих племен стало поселение Бри, занимающее стратегически выгодное положение на пересечении трактов Синие горы - Мглистые горы - Рованион и Тарбад - Форност.
По-другому сложилась судьба потомков народа Халет. В начале второй эпохи они расселились отдельными племенами вдоль р.Гватло, где продолжали жить охотой и рыболовством. Однако в течение второй эпохи этот регион несколько раз становился ареной военных действий. Сперва Морской народ основал поселение в устье Гватло, начав планомерно вырубать леса в окрестностях, что привело к сокращению охотничьих территорий. Это не добавило им любви местных жителей. Позже эльфы Эрегиона, жившие по соседству, начали гражданскую войну: два их вождя - Серебрянная Длань и Отец Даров - что-то не поделили. Одна сторона заключила союз с Морским народом, другую поддержал король Мордора Саурон. Надежда на то, что Саурон сможет изгнать людей Моря, не оправдалась - и племена этих людей оказались среди проигравших. С тех пор они стали бояться эльфов. Им пришлось отступить на северо-запад в болотистые леса вдоль нижнего течения р.Барандуин или присоединиться к горцам-гватуйрим, а Морские люди захватили лучшие земли вдоль Гватло, построив новую крепость Тарбад, чтобы держать их под контролем.
Сложные условия обитания и постоянные события, никак не зависящие от воли этих людей, привели к одушевлению окуржающей природы. По мнению этих людей, всеми событиями в окружающем мире управляют духи, обитающие везде: во всех животных, в каждом дереве и в любой реке. Главное, что должен уметь человек этого племени - это видеть результаты действий этих духов и угадывать их желания, искать наиболее сильного и стараться ему угодить. Эта сложная наука в полной мере известна только шаманам, которые с детства учатся общаться с духами, входя в транс. Военные вожди, избираемые пожизненно среди самых сильных членов племени, не принимают важных решений, не посоветовавшись с шаманами, хотя в легендах этого народа есть предания о великих вождях прежних времен, умевших оборачиваться животными и общаться с духами напрямую, без шаманских плясок.
Людей, живших в начале второй эпохи в долине Ангреноста, Морские люди назвали гватуйрим и постепенно вытеснили в районы предгорий. На юге им пришлось влиться в многочисленные племена Белых гор, на севере же они расселились в южных отрогах Хитаэглира. Впоследствии их также стали называть дунлендингами. Основой их жизни как была, так и остается охота. Во времена Эрегионской войны они ушли еще выше в горы, сумев пережить ее, практически в ней не участвуя. После этого к ним присоединились беженцы из Энедвайта. С тех пор они опасаются и эльфов, и Саурона, и Морской народ.
Жизнь в горах разъединяет людей, охотиться большими группами неосмысленно, результаты обычно зависят от личной доблести. В результате у этих людей выработался культ чести, которого они стараются придерживаться во всем. Они тоже считают окружающий их мир населенными духами, однако они не боятся этих духов, и вместо того, чтобы им угождать, готовы заключать с ними договоры и спорить с судьбой. Люди этих краев больше думают о том, чтобы их деяния запомнились потомкам, чем о сохранении собственной жизни, однако дожившим до седых волос оказывается особое уважение, поскольку долгой жизнью они подтвердили свою удачу.
Многочисленные племена людей, родственных гватуйрим, расселились в отрогах Белых гор. На формирование этого сообщества оказало влияние Мордорское королевство, располагающееся относительно недалеко, и сложная структура отрогов Белых гор, изобилующая укромными долинами и скрытыми перевалами, как следует известными только этим племенам. В результате в этих краях уже в середине второй эпохи начали возникать мелкие королевства, подражающие своей структурой Мордору. Во всех войнах второй эпохи люди Белых гор выступали на стороне Саурона, однако от полного разгрома их спасало хорошее знание горных районов. Саурон для этих людей является воплощенным Богом, и истинными королями считаются только те, кто побывал в Мордоре и получил ярлык из рук самого Саурона. В самих королевствах волю Саурона осуществляют служители его культа, и эта жреческая власть полностью отделена от королевской и ведет собственную политику. Порой возникали даже полностью теократические государства, в которых верховный жрец исполнял функцию короля. Впрочем сейчас, через 70 лет после того, как Саурон был увезен на Остров, "истинных королей", коронованных в Мордоре, уже не осталось. Король заметной части племен заключил пакт о ненападении с наместником Эриадора, а его родичи воспитываются в Форносте. В остальных же племенах расплодилось множество самозванцев, претендующих на власть над всеми Белыми горами.
Люди природы, живущие так со времен первой эпохи и не стремящиеся к технологическому прогрессу. Другие люди не понимают и боятся их, но не как эльфов, а как диких духов леса, вроде медведя или снежного человека. Да и сами друхи сознают себя Хозяевами Леса и не желают допускать чужаков в свои заповедные чащи. В начале второй эпохи они обитали в лесах в окрестностях Белых гор, однако за прошедшее время горцы выжили их почти отовсюду, и ныне они обитают только на мысе Андраст. Некоторые из них жили в Нумэноре, но за несколько лет до Аталанте вернулись обратно в Средиземье.
Другая часть потомков народа Беора после гибели Белерианда ушла довольно далеко на юг в поисках более плодородных земель. Некоторое время они жили к югу от Белых гор, однако спустя некоторое время они были вытеснены королевствами Белых гор на южное побережье. Там они нашли защиту в лице Верных нумэнорцев Пеларгира и эльфов Эдельлонде. В остальном их образ жизни близок к образу жизни земледельцев Эриадора (п.1).
Племя, потерявшее собственные земли много поколений назад и до сих пор скитающееся по Эриадору в поисках свободной земли. Среди иных племен имеет дурную репутацию, поскольку склонно подбирать то, что плохо лежит, поэтому ни на чьих землях не задерживается долго. По своему происхождению, видимо, наиболее родственно потомкам народа Халет (п.2).
Часть потомков народа Хадора в начале второй эпохи ушла за Мглистые горы и расселилась в землях вдоль верховий Великой реки и на севере Зеленолесья. Эти края были относительно неплохо экранированы горами и рекой от масштабных конфликтов второй эпохи, что позволило человеческой культуре развиваться самостоятельно. К концу второй эпохи часть людей этих краев перешло от охоты к земледелию, а на равнинах - к скотоводству. Скотоводы начали осваивать степные просторы к востоку от Зеленолесья, где столкнулись с кочевниками-вастаками, а земледельцы - основывать небольшие городища и устанавливать взаимовыгодные торговые связи с гномами Мории и Железных Холмов.
Большинство старых традиций за это время было утеряно, и культуры земледельцев и скотоводов стали заметно различными. Взаимовыгодное соседство с гномами стимулировало развитие ремесел среди земледельцев, которое в третью эпоху приведет к формированию городов. Собственно, уже сейчас у них возникла система коллективного самоуправления с механизмами принятия важных решений наподобие исландского тинга.
В то же время сообществу коневодов необходим единый вождь, принимающий решения за все племя. Более того, в этой среде уже начала складываться система наследования власти, при которой сын вождя с детства воспитывается с осознанием того, что в будущем ему суждено принять на себя ответственность за судьбу всего племени. В далеком будущем, когда эти племена откочуют на юг, такие роды вождей превратятся в династии королей Рохана.
В остальном здесь сложился тот же патриархальный образ жизни, что и на севере Эриадора (п.1).
Исконные обитатели восточных земель от моря Рун до Зеленолесья, кочевые народы, привычные к постоянной миграции. Остатки вастаков Белерианда, а также соседство с Мордором, придали негативный оттенок их отношению к эльфам и нумэнорцам. Впрочем, каждое племя живет и воюет обычно само по себе, независимо от других. Часть племен существует исключительно за счет скотоводства, другие отчасти рассчитывают на земледелие, однако бедность земель заставляет их часто менять место обитания в поисках более плодородной почвы.
Бедность восточных земель обусловила воинственный нрав всех племен, а также формирование культа силы. Вождем племени становится тот, кто доказал свое право сильного в поединках с другими претендентами. Его власть сохраняется до тех пор, пока не возникнет более сильный претендент, чем он, или пока он не начнет терять силы от старости («Акела промахнулся»). Старые люди в этом обществе не имеют никаких прав, и, как правило, быстро погибают. Среди этих племен распространены культы различных божеств, в том числе и Саурона, однако институт жречества здесь развит значительно слабее, чем, к примеру, в харадских королевствах.
В отличие от всех других земель, харад длительное время находился под влиянием нумэнорцев Юга. Это, а также большие открытые пространства, привели к раннему (в первой половине второй эпохи) формированию больших королевств с развитой иерархической системой управления и сложными религиозными культами. Собственно, редко на харадских просторах одновременно было более трех королевств, которые условно можно назвать Дальним, Ближним и Прибрежным.
Прибрежный Харад находится под непосредственным влиянием Острова, и его королевства неоднократно становились колониями Нумэнора, наместника которых местное население обычно считало своим королем. События последних лет отразились на нем: ранее существовавшие культы исчезли, а на их место пришел культ Мулькэра. Ныне эти территории объединены под властью Хэрумора и Фуинора, черных нумэнорцев, по приказу которых харадрим строят Черные Храмы по образу и подобию Храма на Острове.
Южнее этого государства на харадском побережье находится Офир, королевство темных нумэнорцев, среди жителей которого, впрочем, немало харадрим. Однако они считаются там людьми второго сорта.
Ближний Харад граничит с Мордором, фактически являясь его провинцией, и поклоняются там Саурону.
Наконец, Дальний Харад (Архана), возникший вокруг внутреннего моря и отделенный пустыней от прибрежных земель, наиболее самостоятелен, его жители подчиняются своему царю и поклоняются Тысяче Богов, чьи жрецы постоянно борются за влияние. Пантеон этих богов напоминает пантеон древней Мессопотамии, боги эти корыстны и своенравны, однако есть среди них один, который стремится нести сокрытые знания богов людям. За это другие боги сослали его на далекий Остров посреди Внешнего Моря, а злые западные орлы клюют его печень. Однако предания гласят, что когда-нибудь он оттуда вернется назад.
Во всех харадских королевствах процветает торговля рабами, захваченными в соседних государствах. Нумэнорцы рабами, как правило не бывают - это слишком опасно для их хозяина.
См. также тексты для младших людей и обращение к младшим людям на форуме игры.
Мастера по младшим людям: Паша Прудковский, Нина Белявская, Георгий Кантор, Остинг (Евгения Якимова)