arda.ru
Главная Карта сайта Назад


Наука - часть третья. Нумэнорцы

Наука и мышление эльфов и людей Нумэнора II Эпохи Средиземья
Часть третья. Особенности мышления нумэнорцев

Эльгаладна

"Гондорские нумэнорцы были горды, самобытны, архаичны; думаю, что уместнее всего представлять их (скажем) в египетском ключе. Они во многом походили на "египтян" - любовью и способностью возводить гигантские, массивные сооружения. И еще пристальным интересом к родословным и гробницам. (Но только, разумеется, не в вопросах "теологии": в этом отношении они скорее более иудейского или даже более пуританского склада)..." (Письмо 211)

Нумэнорцы восприняли многое от эльфов, и все это мы постараемся в этом разделе указать сжато, останавливаясь на различиях.

 

1. Личность. Представления о мироздании и месте Воплощенных в нем получены от эльфов, они отличаются только большей мифологичностью и мутностью (поскольку для людей времена молодости Арды и Пробуждения уже слишком далеки). Культура, в целом, коллективная. Т.е. коллективная личность преобладает над индивидуальной, что поддерживается прежде всего тем, что нумэнорский народ в целом, как и эльфы, направлен на одну важную "над-бытовую", "над-личностную" цель - войну с Врагом. Общество строго иерархично, но не кастово. Герой общества и истории - это прежде всего истинный король.

 

2. Пространство. Культура нумэнорцев (расцвет Нумэнора, Королевства в Изгнании) в меньшей степени созерцательна, в большей - действенна. Отношения с миром временами четко переходят в отношения властитель-подчиненный. (но только временами, полностью сознательное принятие такой позиции мы видим лишь на тех, кто уже под тенью) Нумэнорцы начинают более усердно пользоваться благами природы, хотя еще и не создают представлений о том, что Мир - это исключительно инструмент. Основное направление культуры остается благим, поэтому не происходит перехода к культурному эгоизму и фетишу технического развития (о чем свидетельствует предел этого развития у нумэнорцев). После трагедии Падения Нумэнора это направление держится более твердо. Нумэнорцы - это по-прежнему "Мы внутри Мира", но это Мы менее дальновидное и более властное, нежели у эльфов. Движение нумэнорцев по дороге эгоизма постоянно сдерживается влиянием знаний и культуры эльфов, их собственными особыми дарованиями. В пору существования Нумэнора - еще и его благословенностью, богатством его "райской" природы, дающей людям все нужное для существования без усиленной борьбы.

Знания о чем бы то ни было у нумэнорцев отличаются от глубокой мудрости эльфов. Ученая культура Нумэнора по сравнению с эльфийской действительно была кладезью именно знаний - видением и пониманием множества элементов, и даже связей между ними. Но самые глубокие связи и истинные назначения вещей открывались им медленно и не открылись полностью.

 

3. Время. Основная характеристика времени людей, даже самых долгоживущих - его ограниченность. Ограниченный срок жизни не позволяет заглядывать далеко вперед и учитывать все последствия, поэтому и действия нумэнорцев часто имеют ограниченный во времени характер. Поэтому даже условия благословенного Нумэнора не предотвращают сами по себе Падения.

Краткость жизни и туманность посмертной участи придает в людском сознании ей особую ценность. Поэтому жизнь становится уже не просто великой ценностью, а, как бы, и целью. Тогда как Эльф просто живет и любуется жизнью, человек имеет цель - прожить жизнь хорошенько и так, чтобы она продолжилась и после смерти в памяти других. Поэтому человек прежде всего действует.

Возможность чувствовать время шире, чем отрезок в 100-400 лет, нумэнорцам дает доминирование времени исторического. И чем более человек причастен к этому времени, тем более эльфийски-дальновидны и велики его дела. Потому и герои Нумэнора и Королевств изгнанников - это прежде всего короли - живые "носители" линии истории. Временные ритмы мира довлеют над ритмами личности - исторический и астрономический ритмы главенствуют. Опыта вечности нумэнорцы, как и эльфы, не имеют, хотя в размышлениях способны подойти к ощущению ее ближе, потому что перед ними всегда реальна неизбежная перспектива перехода "Куда-то Туда", а для эльфов - нет.

Психологическое и трудовое время нумэнорцев протекало значительно медленнее нашего, значительно медленнее времени людей Древнего мира. Поэтому и тексты их медленны, пространны, и предназначены для того, чтобы читали их медленно и размеренно (13).

 

4. О Творце нумэнорцы знают то же, что и эльфы.

 

Особенности знания и научная тематика

 

В разделе, касающемся эльфов, было указано, что верность Творцу у "хороших людей" и эльфов конкретно выражалась в сопротивлении Злу и сохранении истинного знания. Неудивительно и то, что именно отход от истинного знания стал началом Падения Нумэнора, и тем инструментом, которым воспользовался Саурон.

"Нумэнорцы ... постоянно общаются со своими давними друзьями и союзниками [эльфами] ... Таким образом они сделались и видом, и даже способностями почти неотличимы от эльфов, однако ж оставались смертны, хотя наградой им стал тройной и более чем тройной срок жизни. Награда оборачивается для них гибелью - или орудием искушения. Из долгая жизнь способствует достижениям в искусстве и умножению мудрости, но порождает собственническое отношение к тому и к другому; и вот они уже жаждут больше времени на то, чтобы всем этим наслаждаться. ...

В отпадении нумэнорцев от благодати можно проследить три фазы. Сперва - покорность, послушание свободное и добровольное, пусть и без полного понимания. Затем на протяжении долгого времени они повинуются неохотно, ропща все более и более открыто. Под конец они восстают - возникает раскол между людьми короля, бунтовщиками, и небольшим меньшинством преследуемых Верных." (Письмо 131)

Знание Верных нумэнорцев исходит из традиций эльфов, но имеет и чисто человеческие особенности. На него оказывают влияние и происходящие негативные изменения в культуре Нумэнора. Знания о Едином, о Творении, о Мире, полученные от эльфов, являются для них неоспоримой ценностью. Но люди обладают этими знаниями "без полного понимания". Они задаются вопросами, которые эльфам непонятны. Они не знают больших и мелких подробностей, которые эльфы либо знают, либо уже испытали на своем горьком опыте (например, опыте Исхода). Они интересуются разными "почему", которые эльфам не кажутся значимыми по сравнению с ценностью самого данного знания. Например: "Почему людям нельзя плыть в Валинор?" - лишь у Верных это "почему" перевесила ценность Запрета.

Устная и письменная традиция сосуществуют, хотя письменная со временем становится преобладающей, так как нумэнорцы во что бы то ни стало стремятся сохранить все, что можно, - в том числе свою мудрость, знания, свое искусство и память о них. Нумэнорцы создают письменную науку. Авторы ее, безусловно, как и эльфийские - не безымянны. Повествование может вестись даже от первого лица (14), или от первого лица некоему второму лицу. Люди стремятся поделиться своим знанием с современниками и потомками. Их знания, по сравнению с эльфийскими, более обрывочны. Но они по-прежнему остаются созерцанием единого. Эти знания осознаются, как часть целостного Мира. Нумэнорцы должны были стремиться создавать полные тотальные описания мира - конкретные (комплексы трактатов по истории, географии, биологии, искусству) либо даже философские (о разнообразных причинах, смыслах, связях всего со всем). У этих "тотальных" трудов самый высокий научный статус.

Большое значение придается и чисто географическим описаниям, ведь, в конце концов, исследования и завоевания нумэнорцев - это их большая гордость.

История народа, короля, личности приобретает главенствующее значение. В историю вкладывается смысл существования Благословенной Земли. К истории примыкает законодательство (не слишком обширное, оно все-таки присутствует, находясь в зависимости от истории).

"Бог (Эру) был данностью философии "хороших" нумэнорцев и основным фактом в их представлении об истории" (Письмо 156). Метафизика нумэнорцев не очень богата, и действительно, их собственная история, реальность Войны для них гораздо понятнее древних преданий, которые, к тому же, не подкреплены никаким религиозным опытом и поведением - ведь культ, а значит и связанный с ним пласт релгиозной мистики, практически отсутствует. В этой метафизике, в философии полностью отсутствует пласт поиска универсалий, Идеала, Первопричины, который занимал важное место в дохристианской философии. Данность знания о Боге не породила и богословия, поскольку Эру всегда оставался великой и очень далекой тайной. Настолько далекой, что "у них не было [даже] просительных молитв к Господу" (как казалось Толкину в том же письме).

История, славные деяния предков - это главный эталон и образец, это главное нравоучение, в Нумэноре не пишут отдельных нравственно-этических произведений, назидание крепко связано с описанием добродетелей предков. Собственно и жанра идеологической полемики в Нумэноре не рождается - в годы затемнения у Верных не рождается потребности воевать словом, потому что воевать надо делом. Еще до "пленения" Саурона кто-то мог писать не для потомков, а для современников абзацы в духе "Ныне пробудись, человече!" (15), но не после оного.

Кроме того, нравоучение и философия могут быть скрыты в повествованиях о судьбе и поступках современников (как в повести об Алдарионе и Эрендис и тех же диалогах Платона).

 

Нумэнорская наука была богатой, она исследовала и описывала все - и по-прежнему описание, а не проблема (кроме сфер чисто технических), было преобладающим.

Тоска по бессмертию весьма способствовала развитию самых различных сфер науки:

- сохранению научных и исторических памятников,

- безупречному и подробному ведению хроник,

- развитию монументального и грандиозного искусства и связанных с этим письменных знаний по геометрии, физике, химии, минералогии и прочее и прочее

- развитию медицины (несмотря на здоровый, в целом, народ), в конечном итоге выродившейся в науку о продлении жизни и связанной с нею анатомии и биологии.

 

Останавливаться подробно на каждом мы здесь не будем, а перейдем к науке нумэнорцев в изгнании:

"...Группа Верных Нумэнора, отказавшихся участвовать в мятеже ... спаслись на Девяти Кораблях под предводительством Элендиля (=Эльфвине, Друг эльфов) и его сыновей Исильдура и Анариона и основали своего рода поблекшее подобие Нумэнора в Изгнании на берегах Средиземья - унаследовав ненависть Саурона, дружбу с эльфами, знание об Истинном Боге и (что печальнее) тоску по долгожительству и традицию бальзамирования и возведения роскошных гробниц - их единственных или почти единственных "святилищ". Однако "святилище" Господа и Гора погибли, и замены им, по сути дела, не было". (там же)

Судя по этой цитате, было бы ошибкой представлять себе верных нумэнорцев людьми, чье сознание было не тронуто особенностями поздненумэнорской цивилизации. Не были они теми, кто духовно полностью остался в ранней эпохе Нумэнора, когда люди "доверяли, но не проверяли". Верные были наследниками всей истории Нумэнора - тем паче, что они создали свои королевства благодаря открытиям и завоеваниям нумэнорских королей и мореплавателей и осознавали величие Нумэнора в его расцвете. После катастрофы, конечно, они уже не были для Сердиземья теми "божественными благодетелями, приносящими дары искусства и знания" (Писмо 131), но были полноправными и единственными их наследниками. Они сохранили тоску по долгожительству (хотя и поняли все зло желания обрести бессмертие), тягу к славе и завоеваниям.

"Почти все произведения искусства и научные достижения Нумэнора эпохи его высшего расцвета погибли во время Низвержения" (Описание острова Нумэнор), что заставило Верных нумэнорцев уделить особое внимание восстановлению хроник, описанию Нумэнора и его прошлой истории, географии, флоры и фауны, восстановлению и записыванию необходимых технических сведений. Все это переписывалось и повторялось впоследствии много раз, потому что тексты "зачастую терялись и портились от небрежения" (там же) - чего, кстати, не случалось в Нумэноре. Эти воспоминания, сопровождаемые, конечно же, попыткой осмыслить и предостеречь потомков, поддерживались мечтой о возвращении, постоянной тоской, тревожащей их долгое время. Однако, "когда сделалось очевидно, что Дарованная земля отнята у них и Нумэнор погиб навеки, все, кроме немногих, стали считать изучение того, что сохранилось от его истории пустым делом, не сулящим ничего, кроме бесполезных сожалений" (там же) - но это уже история следующей Эпохи.

Конечно, уровень науки и культуры старался достичь былых высот - но культура стала другой, она уже не была культурой Благословенной Земли, благоденствующей земли долгожителей, а лишь культурой ее изгнанников, чьи связи с эльфами и великим прошлым терялись со временем.

 

Примеры научных трудов:

История: Эльфийские хроники,

"Сильмариллион" (являющийся людским переложением эльфийских легенд и истории)

Беда Достопочтенный "Церковная История народа англов" (16)

Михаил Пселл "Хронография"

Гервард "Ксантенские анналы"

Слог повествования и объяснения: Василий Великий "Беседы к юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"

Описания мира: "Описание острова Нумэнор" (Неоконченные предания Нумэнора и Средиземья".

Василий Великий "Беседы на Шестоднев" (17)

 

"Тотальная" наука: Исидор Севильский, философы-схоласты

 

Черные нумэнорцы

(продолжение цитаты, приведенной в начале раздела "особенности знания и научная тематика")

"На второй стадии, во дни Гордыни и Славы, и недовольства Запретом, они [нумэнорцы] стали стремиться скорее к богатству, нежели к благоденствию. Желание спастись от смерти породило культ мертвых; богатства и искусства расточались на гробницы и монументы. Теперь они основали поселения на западном побережье, но поселения эти становились, скорее, крепостями и "факториями" владык, взыскующих богатств; нумэнорцы превратились в сборщиков дани и увозили за море на своих огромных кораблях все больше и больше добра. Нумэнорцы принялись ковать оружие и строить машины.

Со вступлением на престол тринадцатого короля из рода Эльроса, Тар-Калиона Золотого, самого могущественного и гордого из всех королей, эта фаза закончилась и началась последняя. Узнав, что Саурон присвоил себе титул Короля Королей и Владыки Мира, Тар-Калион решил усмирить "узурпатора". В ореоле мощи и величия он отправляется в Средиземье, и столь громадна его армия, и столь ужасны нумэнорцы в день своей славы, что слуги Саурона не смеют противостоять им. Саурон смиряется, преклоняется перед Тар-Калионом и отвозится в Нумэнор в качестве заложника и пленника. Но там, благодаря своему коварству и познаниям, он стремительно возвышается от слуги до главного королевского советника и своими лживыми наветами склоняет ко злу короля и большинство лордов и жителей острова. Он отрицает существование Бога, утверждая, что Единый - это лишь выдумка завистливых Валар Запада, оракул их собственных желаний. А главный из богов тот, что обитает в Пустоте, тот, что в конце концов одержит победу и создаст в пустоте бесчисленные королевства для своих слуг. Запрет же - не более чем обманная уловка, подсказанная страхом и рассчитанная на то, чтобы не позволить Королям Людей отвоевать для себя жизнь вечную и соперничать с Валар.

Возникает новая религия и поклонение Тьме, со своим храмом, выстроенным по наущению Саурона. Верных преследуют и приносят в жертву. Нумэнорцы приносят зло и в Средиземье и становятся там жестокими и злыми владыками-некромантами, убивая и мучая людей; древние легенды заслоняются новыми преданиями, мрачными и ужасными." (Письмо 131)

В приведенной цитате уже практически все сказано, и остается только подытожить.

 

1. Личность. Люди - слуги Мелькора. Важно, что своему богу люди приходятся не Детьми, а слугами, что кардинально меняет их взгляд на собственное достоинство. Среди Детей все равно достойны, потому что это дети, каждый из них дорог Всеблагому Родителю. Среди слуг хорош тот, кто хорошо служит и выполняет волю хозяина, плохого же слугу наказывают и выгоняют. Здесь нужно стремиться хорошо служить, а тот, кто служит плохо, сам виноват. Слуги (в плохом доме, каковым являет дом Мелькора и Саурона) - не родня и не близкие друг другу, они одиноки и замкнуты в себе или в кругу своей отдельной семьи. Это культура эгоистов.

 

2. Пространство. Мир - незавоеванное королевство, власть над ним узурпировали Валар, противящиеся Мелькору. Мир - это владение, которое нужно завоевать, победив Валар и став бессмертными. Этот Мир не уникален, он - не средоточие жизни, Дар и Единственный Дом для Детей, а один из множества других владений, которые получат люди за верную службу своему хозяину. Он не единственный, а стало быть в перспективе "создания бесчисленных миров" его не жалко. Его можно как угодно использовать для победы в войне.

 

3. Время. Здесь тоже доминирует историческое время, однако оно резко устремлено в будущее, ценность прошлого отрицается (как жизнь, прожитая во лжи, сотворенной ложными богами). Ценность - только в будущем, настоящее - лишь этап будущей победы (эти люди не будут счастливы каждым днем). На первый план выходят личностные ритмы, поскольку люди эгоистичны и стараются для себя. Астрономический цикл влияет на них, но он перестает быть самостоятельной ценностью, он - часть инструмента, которым является Мир, он - часть владения, которое надо подчинить.

 

4. Эру считается выдумкой, а стало быть, ложь - все то, что слышали нумэнорцы от эльфов, ложны ценности, которым они учили их. Их бог - "Владыка магии и машин" (Письмо 131) Главный бог - изгнанник, он выброшен из Мира и унижен другими богами. Видимо, это откладывает отпечаток на самосознание личности черного нумэнорца - он оказывается слугой бога, находящегося в положении и красивой позе униженного и оскорбленного другими, а не абсолютного Всеблагого Единого Творца.

 

Не правда ли, этот образ нам очень знаком - эгоистичная (индивидуалистичная) культура без Бога, устремленная вперед, строящая машины, ставящая перед человеком цель в виде карьеры и богатства?

Эти люди уже не желали благоденствия, счастья и долголетия, они желали наживы, богатства и бессмертия. Они желали того, что не принадлежало их природе, и что можно было пытаться взять себе только преступными способами (и только пытаться, потому что взять это все равно не удается). Конечно, о развитии врожденных способностей не могло здесь идти речи, а здесь была попытка или, по крайней мере, мечта прыгнуть выше головы, подчинить своей прихоти или иллюзорному обещанию Саурона природу и судьбу так, как человек не может и не имеет права.

 

Особенности знания и научная тематика черных нумэнорцев.

Перед наукой черных нумэнорцев открылись очень широкие перспективы - моральные ограничения, уважение к Миру и каждой личности, любовь к первозданной красоте Мира исчезли, сняв и многие ограничения. А главное - открылись невообразимо широкие возможности для реализации своего "я" - выражения собственного индивидуального мнения, создания совершенно новой истории и нового знания. И сами черные нумэнорцы были практически единственными полноценными творцами этой истории.

Но вместе с этим из знания, конечно же, ушла мудрость как различение дурного и благого, ушло единство. Черные нумэнорцы тоже представляли себе мир целостно, пытались его описывать таким образом. Для них тоже имели ценность мнения владык, история народа, но только как ступень, этап, фаза на пути к достижению больших богатств и чести, а не сами по себе.

Без Истинного Знания разрушаются связи между частными знаниями и явлениями. Ученые пытаются указывать эти связи, но это иллюзия, поэтому в действительности наука разваливается на обособленные разделы. И объединить их способна только единственная цель - желанная победа.

Религия и философия процветают. Люди усиленно пытаются опровергнуть то, чему учили их предки и найти новый смысл жизни (рождая критическую философию и жестко-критический подход к имеющимся древним источникам). Пустота, которая остается при отвержении Истинного Знания может быть заполнена, в действительности, чем угодно, и наличие некоего ложного "бога" этому не препятствует (18) - тем более что, ложный бог будет поощрять любую ложь, которая уводит от истины и Единого Бога, лишь бы ему подчинялись. Нет никакого данного знания, на которое всегда ориентируются, которое не подвергается сомнению, давая личности твердую почву, уверенность, гармонию. Создается хаос идей, наук, знаний. Путей поиска много, фантазия безгранична, поэтому постоянно появляются новые теории. Появляются и новые мистические формы философии, которых не знали в Нумэноре, поскольку там не было религиозного культа. И на все это падает тень "мрачности и ужасности", поскольку настоящее действительно мрачно - прошлое лживо, настоящее неинтересно и является лишь этапом, а порой приносит и поражения, настоящий Владыка изгнан и унижен (а значит униженна и мрачна судьба всех его верных слуг).

Из естественных наук исчезло чувство искренней личной привязанности к Миру, и поэтому по характеру подобные труды больше похожи на описание имущества и инструкцию работы с инструментом.

Созданное, сделанное руками человека признается непременно лучшим, чем то, из чего это сделано. Потому что то, из чего это сделано, - это всего лишь исходный материал. Новое обязательно лучше старого, потому что эффективнее. Эта техника, наука, магия - это "использование внешних систем или приспособлений (приборов) вместо того, чтобы развивать врожденные, внутренние таланты и силы" и "просто использование этих талантов во имя искаженного побуждения подчинять: перепахивать реальный мир или принуждать чужую волю".

 

Научная тематика здесь может быть очень разнообразна, можно рассуждать чуть ли не о чем угодно. Хотя в разнообразии этом очень ясно видна бедность - наука черных нумэнорцев действительно оказывается беднее, а скорее скучнее чем наука верных, потому что власть скучнее любви. Но она может быть гораздо увлекательнее на поверхности. Возможности, которые она предоставляет, могут вскружить голову. Хотя чем больше ею занимаешься, тем больше разочарование захлестывает тебя - сознательно или бессознательно. Это сарумановская радуга, которая никак не может сложиться в белый свет.

Конечно, разнообразие появляется не сразу. Все силы до Затопления Нумэнора и первое время после отдается идеологии - философской, религиозной, исторической, магии и некромантии, все начинается с "мрачных легенд".

Перспективы науки черных нумэнорцев были значительны, как и перспективы нашей современной науки, и чем больше моральных "ограничений" отбрасывается, тем шире становятся возможности. И научно-технический прогресс черных нумэнорцев не пошел дальше первых машин только потому, что служил он нуждам воплощенного Зла, которое давало людям силу большую, чем сила любых машин, и сосуществовал с реальной магией, которая тоже дает большие возможности, чем механизмы.

 

Сноски:

13. Чтобы испытать это необходимо целиком прочесть хотя бы один древний текст (из античных историков, Отцов Церкви, средневековых историков и мыслителей), причем в спокойном ритме, а не заглатывая бутерброды перед работой.

14. Вспомним Исильдура и его записи - они велись от первого лица.

15. Ансельм Кентерберийский "Прослогион"

16. Обратите внимание на повествовательную форму.

17. У христианских авторов НЕЛЬЗЯ заимствовать описания божественного, подробности описания Сотворения Мира, богословские рассуждения.

18. Характерное отличие языческих религий без абсолюта от монотеистических заключается в том, что люди спокойно принимают чужих богов, считая их равными по достоинству своим. Монотеист никогда не примет чужого бога, поскольку Единый Бог, которого он узнал - единственный и совершенный, абсолютный, и не может быть никого, равного ему, из чего следует, что любые другие боги - это идолы, иллюзии, низшие духи, самозванцы и т.д.

________________________________________________________________________
arda.ru
Главная Карта сайта Назад