arda.ru
Главная Карта сайта Назад


Методология древней науки

"Методология древней науки" или "Как это делается"
Приложение к "Науке и мышлению эльфов и людей Нуменора II Эпохи Средиземья"

Эльгаладна

По упрощениям, допущенным к излагаемому предмету, произведение сие должно быть воспринято, как игровое руководство, но не как научный труд собственной ценности.

Учите матчасть! J

Наука изнутри выглядит совершенно не так, как снаружи. Но этого порой не знают даже ученые. Сегодня для многих и многих наука – это нечто очень привлекательное, но используемое по своему усмотрению, не взирая ни на какие объективные правила.

Научные задачи на игре усложняются тем, что отыгрываемая наука не похожа на нашу. Представители рода Детей Эру, создавшие эту науку, были совершеннее и мудрее нас. Осознать эту непохожесть мало. Понимая, что древние эльфы и нуменорцы как-то внимательнее относились к знаниям, нам нужно не только описание системы, но и правила ее использования. Здесь – совсем немного об этом. Действительно, совсем немного - только общее направление. Углубляться придется самим.

I. Лицо.

Первый вопрос – зачем ученый (ваш ученый персонаж) занимается наукой вообще? Выбор изучаемого предмета и глубина погружения в него будет зависеть от этого вопроса. Причины могут быть разными. Их может быть трудно аргументировано и ясно изложить. "Просто нравится" – это тоже ответ. Есть и многие другие – желание добиться успеха, любовь к сложным задачам, стремление познавать мир, склонность к критическому мышлению, одаренность, толчок с чьей-то стороны, крушение надежд, разбитая жизнь, отсутствие других умений, традиция рода, влияние окружения. Определитесь с тем, как вы пришли к своему научному занятию, есть ли у вас другие занятия. Кроме научной, у вас должна быть и другая деятельность - какова она: другое ремесло, общение, семья? Легко ли Вам дается познание? Склонны вы заниматься чем-то одним, или беретесь за многое в науке и жизни?

Понятно, что человек, с головой погруженный и по-настоящему увлеченный, скорее добьется больших успехов и заслужит уважение в своей сфере. Но если при этом у него мало талантов или скверный характер, результаты его исследований могут быть сухи и неинтересны никому, кроме него самого. Человек, берущийся за многое, если он одарен, может и без кропотливого труда добиться успехов, и даже в нескольких областях. А может быть и совершенно незначительной фигурой, распалившейся, но ничего не добившейся. Потребность в общении скорее всего сделает из вас хорошего педагога, основателя школы, или собирателя традиций. Усидчивость и терпение, вместе с ленью, – настойчивого исследователя мелочей, конструктора.

Начните с того, чтобы ваши занятия наукой имели человеческое лицо. Лицо, которое определяло бы и специфику вашей деятельности, и круг ваших интересов, круг задач, которыми скорее всего это лицо будет заниматься сейчас и в будущем.

II. Цель.

Придайте живость вашей деятельности, указав для себя цель труда, которому вы посвящаете время (в уме или письменно), и помогая этому труду оформиться в нечто более ясное и вразумительное.

Помните о том, что, если рассуждать глобально, то для эльфов и людей Второй Эпохи целью научного действия было не открытие нового, а такие вещи, как:
- познание как таковое, познание Мира,
- реализация способностей,
- стремление построить картину мироздания,
и т.д.

Аксиомой можно считать тот факт, что цель всегда была шире, выше, глубже, чем собственно конкретный результат конкретной научной деятельности.

III. Истина.

"В процессе научного открытия перед ученым всегда, явно или не явно, возникает проблема истинности. Здесь под истинностью понимается и истинность самого открытия, и истинность методов проверки гипотез, и, более того, истинность оснований, на которых базируется это открытие… От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения. А значит, зависит и процесс научного поиска, т.к. ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения". В истории науки формулировались разные определения истины, существовали разные ее понимания. Но нам нужны не все они, а только те, которые соответствуют мировоззрению представленных на игре народов.

v Для науки всех этих народов истина будет объективна (правильнее даже сказать, что вопрос о ее субъективности-объективности не ставится). Это значит, что она происходит и в большой степени существует вне человеческого и эльфийского социума и сознания. Отсюда следует понимание ограниченности своих возможностей и бесконечности процесса познания.

Объективна истина даже для черных нуменорцев – она исходит от Мелькора, однако отношение к ней менее созерцательно и более стремительно. Морэдайн, в общем-то, видят желанный конец познанию – жизнь и неограниченные возможности под властью своего господина. Для прочих итог этого Мира не столь ясен и близок.

v Истина – это реальная действительность, а также соответствие ей собственных размышлений. Реальная действительность – это прежде всего Эру и Валар, и все, что исходит от Эру через Валар, все окружающее, в том числе – ни в коем случае не забывайте об этом – внутренняя жизнь Воплощенного, жизнь его духа и тела. Однако, последнее находится в зависимости от первого, и ощущается необходимость согласия истины, преподанной Валар, с тем, что происходит внутри личности. И здесь есть проблема – не вполне понятно, как это делать и как именно они согласуются…

Нужно понять главное – рассуждения об универсалиях сложно даются нуменорцам и эльфам, большой вопрос – нужно ли вообще рассуждать об этом. Если бы вы были греком Аристотелем, который сам создал (понял?) единственно логичную теорию мира и необходимость Бога-Абсолюта и доказал ее - понятно, зачем писать толстые тома рассуждений. Но для эльфов и верных людей очевидно, что Бог есть. Это значит, что значительная часть "Метафизики" Аристотеля просто не имеет смысла в Средиземье, потому что доказывать-то нечего! В качестве образца для подражания здесь больше подходят иудеи (на это и Толкин указывал). Тяга поговорить о вещах универсальных претворяется прежде всего в историческую науку в самом широком смысле – это сохранение и передача уже известных проверенных истинных знаний, бережное отношение к истории их получения, вглядывание в историю, робкие и таинственные попытки говорить о том, что есть мир и его Создатель (но не доказательство существования Эру и известного устройства мира, а попытка описать, может быть, заполнить некие пробелы и неясности).

v Истина – это не процесс. Она дана раз и навсегда, весь научный труд – это лишь раскрывание тайн истины, а не совершенствование ее самой.

v Для морэдайн все наоборот: истина – это процесс. Вчера она была такой (как у Валар), сегодня она стала другой (как у Мелькора). Эти люди уже попробовали сменить истину, значит они уже приходят к тому, что будут сами решать, что истина, а что – нет. Конечно, рассуждать об универсалиях становится достаточно легко, полог сокровенного, бесконечного, таинственного с понимания истины спадает. Под влиянием самого Черного Властелина истиной становятся желания людей: желания брать то, что хочется, желания видеть себя не тем, что ты есть, желания владеть и властвовать и т.д. Люди могут захотеть избрать для себя и назвать истиной ту теорию, которая будет воплощать их желания. Рекомендую читать философов рубежа XIX-XX вв, Ницше и т.д. Господа ученые-морэдайн, как это ни грустно, вы можете быть "кузнецами своего счастья", создателями новых гениальных истин.

IV. Парадигма.

В данном случае с помощью понятия "парадигмы" обозначим все известные научные факты (вообще, но особенно в изучаемой вами области) или метафизические аксиомы (изучаемой области, но особенно известные вообще). Это все прошлые, состоявшиеся до вас, достижения. Достижения, достойные составлять парадигму конкретной области знания, должны быть уникальны, описывать реальность более адекватно и верно, чем другие, и быть доступны (известны) большинству. Эти знания и достижения принимаются учеными как основа для дальнейших рассуждений и исследований. Они же по существу составляют учебный минимум по отдельной науке в учебных заведениях(1). Часто для древнего общества парадигмой являлся даже какой-нибудь один трактат известного выдающегося мыслителя.

Конечно, особое внимание стоит уделить для начала фундаментальным вопросам, хорошо представить себе парадигму представления о мире. Что такое Мир и какова его история? Как взаимодействуют разумные Воплощенные, их органы чувств, и этот Мир? Какие вопросы имеет право ставить ученый? Зачем нужно его научное исследование в рамках мироздания? Какие методы он имеет право использовать для поиска информации или решения задачи? Как соотносится моральный закон и научный труд? Ответы на эти вопросы в эльфийских и нуменорских обществах закладываются в процессе возрастания и обучения. Знание ответов на них естественно для представителей этих народностей(2).

Далее безусловно необходимо попытаться представить и хотя бы в самых-самых общих чертах изложить, какова парадигма той области знаний, которую вы выбрали на конкретный момент Второй Эпохи. Может быть, попытка изложения этой парадигмы или поиск ее – уже сама по себе неплохая задача для игрока-ученого?

IV.1. Многообразие парадигм(3).

Парадигм-теорий может быть несколько. Если ученые в вашей команде (что скорее всего возможно в рамках команд Нуменора второй половины его жизни, Королевств Изгнанников, черных нуменорцев) собираются перейти от сбора информации и размышлений к решению частных проблем, они могут сами для своей команды определить, будут ли у них общие парадигмы, или много отдельных. Может быть и так, и так. В принципе, было бы естественно, насколько это возможно, играть переход научного сообщества о созерцания целого к частным вопросам, обращаемым к окружающей реальности и попыткам экспериментов.

V. Копилка знаний. Источники.

Поскольку вы – не первые ученые в культуре, то значит, существует некая копилка знаний (переданных устно и очень частично письменно – у эльфов, и переданных письменно и устно – у эдайн). Парадигма – это самое важное и интересное, что есть в этой копилке. Но ученый обычно обращается не только к самому важному, но вообще к тому, что было изучено и описано ранее. Отсюда возникает вопрос обращения с источниками.

v Эльфийская модель. Как правило известно, кто обладает истинной мудростью (варианты - кто старейший, кто пришел из Валинора, кто король (что часто равноценно истинной мудрости) и т.д.) и к кому нужно обратиться с волнующим вас вопросом. То, что скажет обладатель этой истинной мудрости, будет скорее всего полностью принято. Если нет, то можно ставить вопрос о вашей собственной немудрости (поврежденности злом, пылкой молодости и т.д.). Т.е. можно сказать, что источник у эльфов заведомо авторитетнее вашего собственного мнения. Штука в том, что эльфы стремятся понять и познать, обрести большую свободу в истине, а вовсе не утвердить свою власть над знанием и истиной и провозгласить себя ее царьком. Любому эльфу понятно, что это глупо, вряд ли кому-то из них придет в голову так делать.

v Нуменорская модель. Ученая культура, обладающая большим наследием источников. Наследие источников практически не испытывает порчи, ничего не теряется, не разрушается, все бережно хранится и восполняется при необходимости. А наука Нуменора была такой, поэтому его научной истории были не свойственны:
- жанр комментария источников. Все древнее лучше нового, так что комментарии если и были, то скорее пояснительные и очень осторожные.
- переписывание и разбор источников. Свидетели и тексты в Нуменоре редко лгали, в отличие от тех, на которые опирались европейские историки.
- цитаты не имеют особого оформления, ссылки на источник информации - редкость. Работа мысли, достижения гораздо в большей степени являются владением цивилизации, чем владением отдельной личности. Хотя есть уважение и почет тем, кто сделал что-то важное для государства и культуры. Но цитирование в таком случае – это дань этому уважению, а не соблюдение принципов "авторского права".
- критический подход применяется в отношении мнений и достижений Младших людей.

v Модель морэдайн. Все наследие источников отвергнуто. Хотя возможно возвращение к наследию, не затрагивавшему метафизические вопросы, к опыту в области естественных наук, искусства и литературы. Развит критицизм, соответственно развивается культура научной критики. Здесь – почва для вашего творчества.

VI. Собирательство.

Основную и значительную часть всего научного труда в интересующих нас культурах составляет собирание знаний и описание собранных знаний. "Что вижу – то пишу" (для эльфа, скорее, – "что вижу, о том думаю"). Как собирателя, вас должно интересовать все, вы не останавливаетесь на одной сфере, а охватываете как можно большее количество сфер. Простое описание всего не должно вас останавливать. Наоборот – попробуйте-ка просто писать обо всем, что видите и знаете, просто изложить это в мысли или книге! Это очень необычное занятие, для того, чтобы делать это, нужна способность к несколько детскому взгляду на мир, детскому восторгу (не забываем, что Мир во Вторую Эпоху с Воплощенными вместе еще юн), умению радоваться шестилепестковому цветку сирени или необычно теплой осени. Для того, чтобы потренироваться в этом, хорошо бы заглянуть в средневековые энциклопедии знаний или перечни диковинок.

VII. Доказательство.

Что делать, если хочется порассуждать, а не только собирать информацию? На чем строится рассуждение о волнующем вас вопросе? (Позаботьтесь, кстати, о том, чтобы этот вопрос вас действительно волновал, будьте в нем лично заинтересованы.) Критерием истинности рассуждений, единственным, чему можно доверять, в современной науке является практика. Вы же о понятии практики должны забыть. Единственное, чему доверяете вы – это истина, на которой была построена ваша культура, ДАННАЯ ИСТИНА, как я назвала ее в статье о мышлении. Ориентиром и знаком правильности ваших рассуждений будет соответствие ей. Соответствие же будет определяться законами логики. Логика – основной инструмент исследования. Сейчас у нас экспериментально проверяется даже история, но для тех времен проба и эксперимент доминируют лишь в исследованиях, сопряженных с трудом и производством. Следовательно - тренируйте разум!

VIII. Интуиция.

Нельзя забывать об интуиции, эмоциональности, необъяснимых логикой иррациональных догадках в рассуждении и поиске ответов. И в современном мире многие теоретики науки считают процесс научного открытия и творчества в целом мистическим процессом, не только не анализируемым рациональными методами, но и не требующим такого анализа.

XI. Жизнь науки или научный процесс.

Даже у науки собирательной есть своя история, свое начало, этапы, значимые события, кризисы. Вы можете сделать себе отыгрыш значительно более глубоким, интересным и, в то же время, легким, если определите, как живет в данный момент (на время событий игры) все научное сообщество вашей культуры. Есть ли это сообщество (у эльфов скорее всего его нет), есть ли группировки внутри науки и по какому принципу они формируются (на почве споров, или просто различных интересов), какие видные ученые или мудрецы известны в ваше время и чем они известны. Вообще, определитесь, на каком этапе находится наука: это подъем или кризис, составляют ли научное сообщество таланты или обычные работяги? Ставит ли какие-то задачи перед мудрыми людьми все общество, или наука живет в данный момент своей жизнью?

Также важно помнить о том, что наука не изолирована от всей прочей общественной и культурной жизни. И не только потому, что искусство, наука, ремесла влияют друг на друга. Просто любое общество развивается и живет как единый организм, и если какие-то идеи "витают в воздухе", то они будут параллельно находить выражение в произведения искусства, в научных работах, в философии, социуме, политике и так далее. Это тем более верно, что общества эльфов и эдайн более целостны, чем наше современное общество. Поэтому - не отрывайтесь от народа.

XII. Несколько методов научной деятельности.

  • Компиляция. Из разнообразных, порой говорящих о разных предметах трудов берутся те сведения и выводы, которые подходят автору компиляции. Задача компилятора – как можно более полно осветить выбранный вопрос, не смущаясь противоречивыми сведениями источников. Как образец отличной компиляции можно прочесть «Образ мира» Гонория Августодунского. В средиземском варианте компиляцией можно считать текст «Описание Острова Нумэнор».

  • Глоссы (комментарии). Подчас в комментариях мысль оригинального автора работы получает неожиданное продолжение и развитие.

    Компиляции и комментарии – это такой же полноценный вид научной деятельности, как и два последующих.

  • Написание собственной работы. Ни одно написание собственной работы не бывает без ссылок на предшественников и апелляции к их авторитету. Можно ссылаться хоть на «Айнуллиндалэ».

  • Опыт, эксперимент. В отличие от трех предыдущих методов, эксперимент – не только рассуждение об эмпирически наблюдаемых явлениях, эксперимент является направленным действием, призванным доказать или опровергнуть какую-то научную гипотезу. Эксперимент свойственен только человеческой науке.


    Примечания

    1). Примеры парадигм, существовавших в истории: "Физика" Аристотеля, "Начала" и "Оптика" Ньютона, Никео-Константинопольский Символ веры, "Сумма теологии" Фомы Аквинского, корпускулярная оптика, астрономия Птолемея и т.д.

    2). Нормальная наука, на развитие которой вынуждено тратить почти все свое время большинство ученых, основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир. Многие успехи науки рождаются из стремления сообщества защитить это допущение, и если это необходимо — то весьма дорогой ценой. Нормальная наука часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они неизбежно разрушают ее основные установки. Тем не менее до тех пор, пока эти установки сохраняют в себе элемент произвольности, сама природа нормального исследования дает гарантию, что эти новшества не будут подавляться слишком долго. Иногда проблема нормальной науки, проблема, которая должна быть решена с помощью известных правил и процедур, не поддается неоднократным натискам даже самых талантливых членов группы, к компетенции которой она относится. В других случаях инструмент, предназначенный и сконструированный для целей нормального исследования, оказывается неспособным функционировать так, как это предусматривалось, что свидетельствует об аномалии, которую, несмотря на все усилия, не удается согласовать с нормами профессионального образования. Таким образом (и не только таким) нормальная наука сбивается с дороги все время. И когда это происходит — то есть когда специалист не может больше избежать аномалий, разрушающих существующую традицию научной практики, — начинаются нетрадиционные исследования, которые в конце концов приводят всю данную отрасль науки к новой парадигме, к новому базису для практики научных исследований. Исключительные ситуации, в которых возникает эта смена профессиональных предписаний, являются дополнениями к связанной традициями деятельности в период нормальной науки, которые разрушают традиции.

    3). Парадигм, которые являют собой теории, объясняющие те или иные явления мира, может быть в науке несколько. Для значительной части науки Древнего Мира (этот период, собственно, именуется "допарадигмальным") характерно следующее положение вещей: есть некие общеизвестные факты (физические и метафизические), на их основе происходит собирание последующих фактов. Но при этом парадигм-теорий (вроде наследия Ньютона или Энштейна), принятых для всего научного мира, даже в одном государстве нет. Возникающие научные вопросы каждый ученый и каждая школа решает сама, создавая собственную парадигму.

    arda.ru
    Главная Карта сайта Назад