arda.ru
Главная Карта сайта Назад


Эльфы

Кэтрин Кинн, Азрафэль

Часть 2. Теория эльфийского общества и менталитета.

Поскольку эльфы не падшие существа, принцип "хотели как лучше, а получилось как всегда" для них недействителен. Трагедия эльфов не в том, что они незаметно извращают свои благие намерения и превращают их в противоположность, а в том, что они, непадшие существа, живут в падшем мире. Поэтому естественные для эльфов отношения и действия при взаимодействии с этим падшим окружением обращаются против эльфов же. Это очень похоже на греческую трагедию, в которой герои безнадежно сражаются с судьбой, а награда и для героя, и для предателя одна и та же - смерть. В Средиземье для эльфов есть только одна перспектива - смерть. Любая судьба окончится смертью, иной исход невозможен.

Тем не менее когда мы говорим об эльфийском обществе, семье, отношениях, - нам следует иметь в виду, что они лишены тех плохих сторон и отягощающих следствий, которые имеются у людей. Эльфийское общество не просто идеализируется в описаниях, оно действительно приближено к идеалу. Принуждение, угнетение, двоемыслие, двуличие для эльфов неестественны. Эльфы могут ошибаться - и ошибки их добросовестны, но никак не злонамеренны. Это следует иметь в виду.

 

Эльфийский социум
(использована статья авторов Эриол, Серая Коала, Senta Niernasse, Sirmal из материалов игры "Апокриф", сайт игры http://www.apocryph.ruu)

Общественный строй эльфийских государств можно охарактеризовать как раннефеодальную систему. На это указывают употребляемые Толкином слова vassal, fee, fief, king, prince, to hold the land и т.д. (Более развернутое доказательство этого тезиса приведено в статье Кэтрин Кинн). Эти термины сами по себе свидетельствуют об определенной системе общественных отношений, за пределами которой они просто не могут существовать. При этом следует учитывать, что "эльфийский феодализм" ни в коем случае не является полным аналогом того, что имело место быть в Европе. Это, если так можно выразиться, идеальный феодализм, лишенный всех тех скверных издержек, которыми страдало человеческое общество. В частности, действует не принцип "кто принадлежит к знатной семье, тот и благороден", а прямо противоположный: кто благороден, умен и силен (душевно и физически) - тот и знать.

Для европейского феодализма первично владение землей, каковое и обуславливает вассальные и прочие отношения. В Средиземье первична система личных отношений - а землю дают потом, как приложение. Потому что жить надо, а берется все не из воздуха, а от земли.

На самом деле, земля не принадлежит никому. Скорее можно сказать, что она кому-то вверяется для защиты и обустройства (для Средиземья это особенно логично, если учесть, что все здесь сотворено Валар, и в творении по-прежнему пребывает часть их силы). Изначально страна вверяется королю, король вверяет ее (по частям) подвластным ему лордам, а лорды - своим вассалам. Подобное владение землей не является собственностью в современном понимании слова, потому что землю в Средиземье не продают и не покупают - всякий лишь пользуется ее плодами.

Лорд защищает подданных, управляет ими (судит и изыскивает пути решения проблем, важных для общества в целом), при необходимости оказывает помощь. Те, в свою очередь, оказывают помощь ему и отдают часть дохода на общие нужды (скажем, на содержание постоянных дружин, ибо в их существовании заинтересованы все).

В эльфийском обществе действует принцип делегирования полномочий. То есть, король, доверив управление какой-то территорией кому-то из лордов, не станет больше вмешиваться в его дела (во всяком случае, без крайне серьезной на то причины) - как минимум, потому, что подобным вмешательством он выкажет ему недоверие и нанесет урон его чести.

Взаимные обязательства лорда и вассала всегда скрепляются двусторонней присягой, в которой обязательно оговариваются и права, и обязанности. Нарушение подобной присяги-обязательства для эльфов - редчайший, из ряда вон выходящий случай, и, наряду с другими важнейшими делами, подлежит разбирательству короля. Вообще, поскольку в Средиземье слово обладает собственной силой, никакая клятва (и присяга в том числе) не проходит бесследно. Механизм ее действия тонок и не очевиден, но в том, что она аукнется, можно даже не сомневаться. Однако присяга эта не обязательно имеет формальный характер, и может не сопровождаться особыми словами или особым ритуалом, как в европейском Средневековье - достаточно, чтобы обе стороны понимали, какого рода обязательства они на себя берут и в какие отношения вступают.

Во главе государства стоит король. Его обязанность - держать землю (в том числе в магическом и сакральном смыслах). Король - гарант справедливости и благополучия, сакральная фигура. Его неверные, неправедные поступки нанесут ущерб всему государству, и отнюдь не только в силу простейших причинно-следственных связей. Король - верховный судья и защитник королевства. Он разбирает и решает дела, которые касаются:
- объявления войны и собирания армии (т.е. проведения мобилизации)
- ведения военных действий
- отношений лордов (в случае верховного короля - вассальных королей), т.е. если лорды не могут между собой договориться, и им нужен третейский судья
- отношений короны с теми, кто находится у нее в прямом подчинении (таких очень немного, население подчиняется по лесенке вассальным королям и лордам).
- исключительные судебные дела, касающиеся прежде всего предательства и измены.
- его личных владений (домена), в которых он непосредственный сеньор. В случае Финголфина это Хитлум, Фингона - Митрим и т.д.
- Король правит не единолично. Все важные решения обязательно обсуждаются в совете. Королевские советники - это постоянный институт. Их мнение - совещательное, и окончательное решение принимает сам король. Но, с другой стороны, он выбрал данных эльфов в советники именно потому, что ценит их мнение, и если по какому-то обсуждаемому вопросу оно отрицательное, это для него повод очень серьезно задуматься. Тем более, что, по большому счету, королю подчиняются просто потому, что считают нужным подчиняться. Аппарата подавления в эльфийском обществе нет.

Королю подчиняются лорды - правители отдельных земель (в случае с Верховным королем - еще и вассальные короли).

Все родственники лорда (короля, принца, князя, простого лорда) и все, кто ему присягал (соответственно, с их семьями) образуют household (ближе всего по смыслу тут слово "дом"). Слово употребляется по отношению не ко всему народу, которым правит король, а по отношению к группе наиболее близких ему эльфов и вообще всех тех, кто присягал ему лично как лорду (про Хадора Лориндола сказано, что он entered the household of Fingolfin, букв. вошел в семью Финголфина).

Всякий лорд имеет над своим домом власть, аналогичную королевской. Он защитник, покровитель и судья. Он имеет право выносить судебное решение по всем делам. Лорд держит землю от короля и обязан за это короне службой, прежде всего военной (охрана границ). Его главная обязанность - защищать свою землю. Собственно говоря, именно постоянная военная угроза породила общество с достаточно жесткой иерархической структурой, - иначе, как показывают примеры других эпох или других территорий, эльфам вполне хватило бы и менее формализованных общественных связей. В конце Второй Эпохи самая жесткая система сохранилась только у нолдор, в других эльфийских государствах система гораздо менее жесткая и военнизированная. (Автор исходной статьи, которая писалась для игры по временам Великой Осады, считает, что к данному периоду взгляды части эльфов на этот вопрос могли измениться – прим. маст.)

Тот, кто не входит в дом лорда, может поселиться на подвластных ему землях, лишь оговорив условия, на которых он здесь живет (при этом, если договоренность достигнута, давать присягу не обязательно). Пример - случай с халадинами, которым Тингол разрешил поселиться в Бретиле, по ходатайству Финрода и на условии, что халадины будут уничтожать орков и защищать эти земли от всех врагов эльфов. При этом халадины никому не приходились вассалами и практически не участвовали в сражениях за пределами своих земель.

Можно не признавать правителя той земли, где ты обитаешь, своим лордом (ибо это связь личного характера, подразумевающая, что твой лорд является для тебя авторитетом во всех вопросах, а не только в том, что касается государственных интересов), но невозможно не признавать его правителем. Или ты признаешь его власть, или идешь искать себе другого правителя, который больше тебя устроит (или земли, на которые ничья власть не распространяется).

В общем и целом, для эльфа естественно принадлежать к какому-то дому (особенно если учесть, какое огромное значение они придают родственным связям). Даже если кто-то любит жить в лесу, в одиночестве, или подолгу странствовать, это не отменяет подобной принадлежности и всего, из нее вытекающего. Разрыв связей со своей общностью происходит лишь в каких-то чрезвычайных обстоятельства (скажем, в случае непростительного преступления), потому изгой вызывает у окружающих настороженность (ибо просто так изгоем не становятся).

Вертикальной иерархической структуре сопутствуют связи горизонтального порядка, связывающие членов разных семей, разных домов, а иногда даже разных народов. К ним относятся:
- цеха, ремесленные содружества;
- всякие братства (девы Йаванны, воинские сообщества-братства - например, личные дружины князей);
- дружеские отношения и связанные с ними отношения гостеприимства. Словом "друг" эльфы не разбрасываются.

Право у эльфов - прецедентное. Всякий новый, неожиданный случай тщательно обдумывается; решение по нему выносится с учетом всех бывших до сих пор схожих или аналогичных случаев так, чтобы в дальнейшем служить основой для принятия справедливого решения в подобной ситуации. (Классический пример механизма создания закона описан в "Статуте Финвэ и Мириэль").

Со временем из всей совокупности принятых решений образовались законы, основанные на глобальных принципах, верных для всех эльфов, однако различающиеся в частностях, связанных с особенностями конкретных государств и народов.

Споры между эльфами обычно решаются сначала на уровне личных договоренностей, потом - с помощью совета старшин, вождей и т.д. по иерархии. Самые исключительные случаи, а также споры с участием князей и принцев, требовали решения короля или даже верховного короля (у нолдор). Синдар, живущие в королевствах нолдор, признавали их власть и законы, однако могли при необходимости апеллировать к Тинголу, своему верховному королю. Аналогично во Вторую Эпоху - все эльдар, живущие в Лоринанаде, будь они нолдор, синдар или нандор, признавали власть Малгалада в Лоринанде.

Имущество, как правило, принадлежало роду (семейству) в целом; личными считались вещи, непосредственно нужные для быта, боя, работы. Также личным имуществом были предметы роскоши, сделанные самостоятельно или полученные в дар. Такие предметы роскоши переходили по наследству близким родственникам и друзьям, остальные вещи после гибели владельца делились членами рода.

Эльфийское общество не знает системы податей или четкого налогообложения. Перераспределение созданного проводилось на основе взаимных договоренностей, просьб и даров. Совет князей и король регулировали размер и характер запасов государства, необходимых для чрезвычайных ситуаций - снаряжения армий, помощи беглецам и переселенцам из захваченных земель.

Кроме того, в эльфийских государствах существует такая вещь, как персональное право. Оно означает, что община одного народа, живущая на территории другого, может иметь внутри себя свои законы. Т.е., например, человека на территории эльфийского королевства судят по человеческим законам - если его дело касается другого человека. Если это дело между человеком и эльфом - тогда действует эльфийский закон либо третейский суд. Точно так же лоринандские синдар или нолдор, живущие в Лоринанде, разбираются внутри себя по своим обычаям. Правитель может стараться путем убеждения влиять на эти законы, но не имеет права их отменять.

 

Кроме того, не следует забывать, что эльфы - "волшебные" существа, существа, творящие чары и волшебство. На эльфийских территориях создается особый, уникальный "микроклимат", особенно благоприятный для эльфов, но полезный также и для людей доброй воли. На поддержание этого "микроклимата", или, словами Толкина, "эльфийского благословения", эльфы тратят определенного рода усилия. Люди этого, как правило, не понимают, и поэтому эльфийские песнопения или обычай королевской охоты для них могут выглядеть странно. Однако эльфы своей деятельностью и даже самим фактом своего существования способны значительно изменить местность так, что спустя многие годы после их ухода на этой земле люди будут чувствовать особое "волшебство", а эльфийские леса будут представлять в глазах людей удивительную и манящую тайну.

Однако не всякий может зайти на территорию эльфов, злые люди и их намерения (не говоря уж об орках и прочих тварях) могут испоганить эльфийскую местность так, что эльфы будут вынуждены уйти оттуда.

Для условий игры это значит, что кроме физической охраны территорий эльфы должны будут постоянно поддерживать "ореол волшебства" над своими лесами. Каким образом будет это делаться, будет сказано в отдельном файле, предназначенном только для эльфов.

 

Заметки об эльфийском менталитете
(использована статья автора Эриол, из материалов игры "Апокриф", сайт игры http://www.apocryph.ru)

Итак, менталитет эльфов. Позвольте сразу сделать несколько оговорок.

1) Поскольку данная тема может служить предметом длительных споров, я сразу хочу сказать, что все это не наш вымысел, а подборка, сделанная непосредственно по текстам Толкина. Те отрывки, которые взяты в кавычки, - это прямые цитаты из текстов. Они стоят там, где я не знаю, как то же самое сказать короче, но считаю эти моменты принципиально важными. Единственное исключение - это та часть, которая посвящена особенностям различных народов. Она составлена по сумме впечатлений от многих текстов, и тут возможны вариации.

2) Эльфы, как и люди, очень разные, и я не смогу охватить все разнообразие характеров со всеми частными случаями. Я пытаюсь выделить именно общее.

3) Те, кто хорошо знают тексты Толкина, сочтут, что я говорю об очевидном. Таких читателей я прошу учесть, что не все раньше имели доступ к текстам, которые не издавались по-русски, а объем там довольно большой, и многим людям, даже прочитавшим их, так будет легче усвоить основу.

Итак, начнем с картины мира, какой ее видят эльфы. Хотелось бы подчеркнуть, что это не просто их представления - она соответствуют реальному положению вещей. Эльфы не просто так думают - это так и есть.

Существует Эру (Единый); т.е. Единый Бог-Творец, который создал (или, точнее, задумал) Мир, но сам Он Миром не является. Этот Мир, или Вселенную, называют "Эа" (эльфийское слово, означающее "Оно есть" или "Да будет!"). Существуют Валар - некие "ангельские" существа (сотворенные, но не менее могучие, чем, по крайней мере, "боги" человеческих мифов), главные из которых живут в Арде, в конкретном, реально существующем месте. Они являются посланцами Эру (Бога) и правят от Его имени. Много тысячелетий назад они участвовали в акте творения, созидая Вселенную (Эа) по замыслу Эру; но затем их помыслы оказались сосредоточены на Земле, ибо там разыгралось центральное Действо Творения: война Эрухини (Детей Бога), эльфов и людей, против Мэлькора. Мэлькор, первоначально могущественнейший из Валар, восстал против своих собратьев и самого Эру и сделался Духом изначального Зла. В настоящий момент он изгнан за пределы Арды, но зло его все умножается, а его слуга Саурон уже примерил на себя корону бывшего Владыки. История с Кольцами, кстати говоря, известна далеко не всем эльфам, а только правителям и наиболее мудрым.

Чтобы перейти к системе ценностей, мне придется сказать о нескольких широко распространенных стереотипах.

Первый - это отождествление эльфов с христианами. Не следует перегибать здесь палку. Да, параллели с христианством совершенно неизбежны просто потому, что они реально присутствуют (думаю, это очевидно всякому, кто прочел "Атрабет". На самом деле, их предостаточно и в других текстах, но здесь это наиболее отчетливо видно). Но параллели - это еще не тождество! Пожалуйста, не забывайте об этом.

Второй стереотип - представление обо всех эльфах, как о добрых, благостных существах, только и думающих, как бы о ком позаботиться. Так вот: эльфы - разные!

Стереотип третий: эльфы неизменны. Нет, это не так. "Ибо эльфы на самом деле становятся старше, хотя и очень медленно: предел их жизни - жизнь Арды, которая хотя и за пределами счета людей, все же не бесконечна, и Арда тоже стареет. Более того, дух и тело у эльфов не раздельны, но согласны. Как тяжесть лет, со всеми их переменами желаний и мыслей, копится над духом эльдар, так копятся и порывы; и склонности их тел изменяются".

Итак, система ценностей. Имеет все-таки смысл начать с отношения к Творцу. Все эльфы в него верят. Русское слово "верить" может иметь два значения: верить, что Он существует, второе - полагаться на Него. По крайней мере, в первом смысле слова это утверждение верно полностью. "Несомненно, именно поэтому он [Моргот] полностью преуспел с людьми, а с эльфами - лишь отчасти (ибо, как народ, они остались "непадшими"). Его власть была - в материи и через материю. А феа людей от природы хуже управляли своими хроа, чем феа эльфов. Конечно, отдельных эльфов можно было cклонить к мелкому "мэлькоризму": желанию хозяйничать в Арде по своей воле, делать все по-своему - что иногда приводило даже к восстанию против опеки Валар; но никто из эльфов не был слугой и союзником Мэлькора, и никто не отрицал существования и верховного владычества Эру".

Со вторым же значением слова "верить" связано очень важное для эльфов понятие "эстэль".

"Есть две надежды, - ответил Финрод. - То, что зовут "надеждой" люди, мы называем "амдир", "взгляд вперед" (букв. "взгляд вверх"). Но есть еще другая надежда, ее основания - глубже. "Эстэль", "вера", зовем мы ее. Никакие события в Мире не могут поколебать ее, ибо она зиждется не на опыте, но на нашем естестве и изначальном бытии. Ибо если мы воистину Эрухини, Дети Единого, Он не позволит лишить Себя Своего достояния - не позволит ни Врагу, ни даже нам самим. Вот первооснова эстэль, и мы не теряем ее даже в предвидении Конца: что все Его замыслы неизменно ведут к радости Его детей".

К прискорбию своему должна заметить, что в этом вопросе государь Финарато излишне оптимистичен (подозреваю, потому, что имеет привычку судить об окружающих по себе): не все эльдар обладают этой надеждой. Во-первых, для нее явно требуется определенная работа души, которая не каждому под силу. А во-вторых, хотя эльфы и являются, в отличие от людей, непадшим народом, но именно как народ. Что же касается каждой отдельной личности, то пасть может каждый - свободу воли никто для эльфов не отменял. Кроме того, в силу того, что вся материя Арды искажена (хотя и в разной степени), а все воплощенные существа неизбежно зависят от материи, все они в той или иной мере подвержены воздействию Искажения.

И тем не менее, отсутствие эстэль для эльфа - явление все-таки неестественное, свидетельствующее о некоем изъяне в душе. (Отсутствие (или слабость) эстэль более характерны для тех эльфов, кто отказался идти в Валинор, то есть в первую очередь для авари, для нандор – во вторую, для синдар – в третью очередь. Обоснование этого тезиса я здесь приводить не буду, а приведу в другом месте – прим. маст.)

В отличие от людей, которые живут в Арде лишь краткое время, а затем уходят неведомо куда, эльфы полностью связаны с этим миром. Они не просто считают себя частью мира - они действительно его неотъемлемая часть. Потому они ощущают его гораздо острее, чем люди. Это имеет как свои положительные стороны (думаю, они очевидны), так и отрицательные - соседство с местами сильного Искажения эльфам не просто неприятно, а буквально-таки физически мучительно.

Из этой связи с миром вытекает третий вопрос - о жизни, смерти и бессмертии.

"Дальше Конца Арды разуму эльфов проникнуть было не дано, и им ничего не рассказывали об этом. Эльфам казалось очевидным, что их хроа погибнут и любое перевоплощение станет невозможным. Значит, в Конце Арды все эльфы "умрут". Как это будет, они не знали. Поэтому они говорили, что у людей тень позади, а у эльфов впереди".

Вопрос судьбы перед эльфами встает намного более остро, чем перед людьми. Так как эльфы бессмертны, все последствия их деяний "догоняют" их снова и снова, пока стоит мир. Так что эльфы, во-первых, предельно осторожны в речах и поступках, не спеша связывать свою судьбу с краткоживущими смертными, которые умирают, по большей части так и не успев дождаться плодов своей деятельности, и потому часто бывающих беспечными. Во-вторых, эльф в силу своей природы и индивидуального опыта способен к "провидению" и предсказанию судьбы гораздо более самого мудрого человека. Все сказанное эльфом имеет неприятную привычку сбываться, например – пророчество Глорфиндэля насчет Короля-Чародея, или как проклятие Эола. (Однако при этом эльф крайне редко выступает этакой незаинтересованной пифией, гораздо чаще происходящее имеет самое непосредственное отношение к его собственной судьбе тоже – прим. маст.)

Что можно сказать о взаимоотношениях между эльфами? Да в сущности, они могут быть столь же разнообразны, и в хороших и в дурных своих проявлениях, как и отношения между людьми. Хотелось бы только подчеркнуть несколько отличий. Во-первых, убийство эльфа эльфом - явление глубоко противоестественное. Противоестественное в том смысле, что проистекает не из внутренней природы эльфа, а может являться только результатом воздействия Тени и следствием личного Падения. (Я не отношу к этой категории убийство из самозащиты и казнь преступника - это действие вынужденное (хотя, видимо, все равно тягостное для того, кто его совершает). Во-вторых, эльфы не страдают проблемами нашего общества, заставляющим нас привычно противопоставлять власть и народ. У эльфов народ служит правителю, правитель служит народу. Их обязательства и ответственность взаимны. Пойти против воли своего лорда эльф может лишь в совершенно исключительной ситуации. Третье отличие - во взаимоотношениях между полами. Брак для эльфов - естественный образ жизни, и семья имеет для них очень большое значение. Эльфы моногамны и вступают в брак лишь однажды (за редчайшими исключениями. См "Статут Финвэ и Мириэли"), и в силу того, что дух у них правит телом, никаких романов на стороне у них не бывает!

Помимо общих черт, присущих всем эльфам, можно говорить об особенностях разных народов. (Конечно, о каждом народе тоже можно написать отдельный трактат, но я полагаю, что в данном случае моя задача - сказать об их особенностях по возможности коротко). Ваниар, пожалуй, мы обсуждать не будем, ибо они в Валиноре, и в средиземских событиях не участвуют. Нолдор в переводе означает "знающие". И действительно, хотя для всех эльфов творчество и познание имеют очень большое значение, у нолдор это может превратиться во всепоглощающую страсть, затмевающую все остальные соображения. Самые характерные пороки нолдор - скорый гнев и гордыня, самое характерное достоинство - стойкость. Они были самыми упорными и последовательными противниками Черного Властелина всю Первую Эпоху. (В конце Второй Эпохи нолдор уже сильно утомлены, и уже уступают людям в инициативе. Главное внимание Врага уже сосредоточено не на них – прим. маст).

Синдар, нандор и тэлери изначально принадлежали к одному народу, но за века жизни по отдельности стали довольно заметно отличаться. Если нолдор склонны переделывать мир, то синдар - использовать его наилучшим (и наиболее естественным) способом, а нандор - сливаться с ним. При всем сходстве синдар и нандор у них достаточно различий. Синдар более склонны к структурированию мира и общества (нандор, скажем, так и не породили идеи государственности. Государства у них возникли только во Вторую эпоху, под влиянием эвакуировашихся бэлэриандских синдар - да и то нандор предпочли спихнуть бремя государственной власти на тех же синдар). Самый характерный недостаток синдар - склонность замыкаться на интересах собственного анклава (в отличие от нандор, которые в массе своей просто не задумываются о глобальных проблемах, у синдар это замыкание на себе осознанное).

Если о нолдор можно сказать, что они воспринимают мир как часть себя, то о нандор - что они воспринимают себя как часть мира. Для нандор характерно желание не узнать, а почувствовать природу мира - им свойственно подмечать любую мелочь в окружающем мире, ощущать любую перемену погоды, настроения ближнего, словно это происходит внутри. Именно от этого порой кажется, что они замкнуты на себе. На самом деле они воспринимают буквально все, что происходит вокруг, осмысляют любое событие, но сами действуют только в самых крайних случаях.

Нандор не делят проблемы на внутренние и внешние. Все в мире взаимосвязано, ни от чего нельзя спрятаться под кустом, убежать, уплыть. Однако же, с их точки зрения, не имеет смысла принимать участие в войне, если она еще не на пороге собственного дома, не угрожает непосредственно племени, семье. Но такое мнение происходит не от легкомыслия, а от уверенности, что лучше все свободное время отдавать жизни, а там будь что будет. Безусловно, в этом есть некая доля фатализма.

Нандор очень мало чего опасаются. Страх существует тогда, когда есть, что терять. А нандор не считают, что им что-то принадлежит - будь то родной лес, собственные дети или даже жизнь. Наоборот - это они часть чего-то большего, это они принадлежат миру...

Тэлэри в некотором смысле слова занимают промежуточное положение между синдар и нандор. Они тоже сливаются с миром, но если для нандор естественная среда - лес, то для тэлери - море. Соответственно, и разница между ними такая же, как между лесом и морем. Море более сурово и требует более строгой дисциплины. Возможно, именно потому средиземские тэлэри хоть и не создавали своих государств, но входили составной частью в государства других народов.

Вот что вкратце можно сказать о менталитете эльфов - точнее, о самой сути. Те, кто хочет разобраться в этом подробнее, и еще этого не сделал, читайте рекомендованную в библиотечке литературу.

 

О религиозном чувстве у эльфов
(автор - Эриол, из материалов игры "Апокриф", сайт игры http://www.apocryph.ru)

Эльфы представляют собою любопытный казус: они не вписываются в здешнюю классификацию, созданную людьми и говорящую о людях. С точки зрения формальностей они, конечно же, монотеисты, поскольку знают о Творце и никаким иным богам и божкам не поклоняются. Но с точки зрения характера религиозного чувства они не являются ни язычниками, ни теистами. Они не язычники хотя бы потому, что в язычестве нет понятия о Боге как о личности (насколько к Нему применимо это понятие), стоящей над миром, и потому, что этика язычества - это не этика свободного личностного выбора, а этика космического равновесия сил. (Тот, кто жаждет подробностей - да заглянет в прилагающиеся статьи из философского словаря). Но теистами эльфы тоже не являются, поскольку для теизма характерно постоянное ощущение контакта с Богом, ощущение предстояния, беспрерывный диалог (под диалогом понимается не только изложение просьбы, но и благодарность, и просто ощущение присутствия; присутствие ощущается как благость и счастье, как вычищенность души).

В Арде наблюдается иерархия отношений: Эру поставил Манвэ своим наместником в Арде. Манвэ и Варда, остальные Валар, затем майяр, короли и лорды, обычные эльфы. Иерархия власти. Эльфы общаются друг с другом, с майяр и Валар, и как с верховной властью с Манвэ. Через его голову они перескочить не стремятся. Если воспользоваться аналогией (ибо прямого соответствия в нынешней системе понятий просто нет), религиозное чувство эльфов можно описать примерно следующим образом: представьте себе семью патриархального типа, в которой старший сын относится к отцу с благоговейным трепетом (как говорят англичане - awe) и считает, что беспокоить его можно только в самых-самых-самых важных случаях, и со своими проблемами идет к матери, которую слушается и почитает (для полноты аналогии надо еще предположить, что отец в отъезде и сказал всем "слушайте мать" ;), но внутренне сверяется прежде всего со мнением отца - типа, "а что бы он сказал?", "а так ли я поступаю, как он хотел бы?" и т.д. Вкупе с эстэль - верой в то, что все замыслы Эру ведут к радости Его детей - это дает основу для формирования теистического чувства, но лишь основу. В рассматриваемый исторический период если кто из эльфов до него дошел, то это единицы, обогнавшие, так сказать, свое время. ;) Пока что эльфы в массе своей не пришли к пониманию того, что Творец непосредственно участвует в судьбе каждого своего творения (NB: это не значит, что Он сейчас в судьбах не участвует, это значит лишь, что эльфы этого еще не осознали! – прим. маст.)

Практические следствия из этого тезиса таковы: господа игроки, не вздумайте устраивать на игре какие бы то ни было обряды, адресованные непосредственно к Эру, поминутно к Нему взывать и на Него кивать. Эльфы относятся к этому имени с трепетом. Несомненно, инголемор пытаются в меру своих сил и разумения рассуждать о Нем, и в этом ничего плохого нет. Но нам известны лишь два случая того, что хоть как-то можно отнести к взыванию: именование Имени при заключении брака (напоминаю, что для эльфа это событие судьбоносное) и клятва феанорингов. Если же кто-то знает за собой склонность к речевым штампам типа "упаси Господи", "Бог даст" и т.д. - потренируйтесь, хотя бы на время игры, подставлять на это место Валар (можно поименно).

Еще одна просьба к игрокам - не надо делать из слова "эстэль" знамя и размахивать им к месту и не к месту. Помните, что высокие понятия страдают от профанации.

(Эстэль и Творец – темы настолько интимные и одновременно глобально-величественные, что эльфы редко позволяют о них говорить, и никогда не говорят о них с посторонними и с теми, кто не является другом эльфов – прим. маст.)

 

Отношение эльфов к другим народам

К оркам и тварям Врага (равно как и к самому Врагу, в данный момент - к Саурону) эльфы относятся по определению отрицательно. Никаких порывов "научить" орков или Саурона любви, красоте и прочему в том же роде у эльфов не наблюдается. Наблюдается желание уничтожить орка (не разбираясь, с оружием он или без, больной там или старый, или вообще орочья женщина) в момент обнаружения оного орка в зоне видимости. И взывать к жалости эльфа бесполезно - максимум, что может сделать эльф, это дать возможность жалкой твари уйти подальше от границ эльфийской земли или от самого эльфа (если он находится на чужой территории). Однако оркам на подобную жалость эльфа рассчитывать не стоит.

К гномам отношение скорее подозрительно-настороженное, более теплые чувства могу питать нолдор - в память былой дружбы мастеровых Эрэгиона и гномов Кхазад-Дума. Однако эхо Дориата еще сильно (вот она, возвращающаяся вновь и вновь судьба!), и многие эльфы стараются избегать гномов, особенно это верно применительно к Орофэру Зеленолесскому.

С людьми отношения у эльфов сложные. В основном эльфы стремятся избегать контактов с людьми: опыт двух Эпох подсказывает, что люди вершат дела злые или просто необдуманные значительно чаще, чем благие. Более-менее доброжелательное отношение к людям выражается у эльфов в основном в том, что они позволяют им жить вблизи своих границ и не стремятся убить, как только заметят. От людей эльфы скорее прячутся.

Однако есть особые люди, которые называются "друзьями эльфов". Это люди, которые доказали, что им можно верить. Люди эти на святых, как правило, не похожи и обладают многочисленными личными недостатками (см. Бильбо Бэггинса), однако они никогда не причинят вреда эльфам по злому умыслу или глупости и особым образом причастны к их судьбе. Как наиболее яркий пример "друга эльфа" можно привести Эльфвине из "Утраченных Сказаний" - это человек, попавший на эльфийский остров и узнавший эльфийские Предания. После того, как он выпил лимпэ, он связал свою судьбу с эльфами и обязан будет сражаться на их стороне против людей в Последней Битве. Ни один человек, пообщавшийся с эльфами, не останется прежним, и чем глубже он общается, чем больше про эльфов знает - тем значительнее изменения.

Еще отметим и отбросим сразу ряд игровых стереотипов в отношениях эльф и людей. Эльфы людей (особенно в отыгрываемое время) не строят и не красят, не лечат их массовым порядком (частные случаи - например, тяжелораненый человек у эльфийских границ - вполне допускают вмешательство), не вытирают носик и не разбрасываются советами направо-налево. Эльфы вообще редко дают советы и редко пускают людей на свою территорию, поскольку считают, что люди достаточно самостоятельные и ответственные, чтобы самим решать свою судьбу. Более того, эльфы признают право людей на ошибки и не стремятся насильно заставить людей действовать "правильно". См. пример Исильдура - у него в руках был мощнейший артефакт, от которого напрямую зависела судьба эльфов, тем не менее ему всего лишь посоветовали его уничтожить, а когда Исильдур этого не сделал, сведя результаты Войны Последнего Союза почти на нет, эльфы приняли его выбор. И даже отношения между ними не испортились.

Эльфы уважают чужое достоинство и потому не станут без спросу вмешиваться в дела людских государств или в личные судьбы людей (тем более что судьба - штука безжалостная и при вмешательстве догонит не один раз), да и по настойчивой просьбе самих людей десять раз подумают, вмешиваться или нет. Эльфы не занимаются "миссионерством", т.е. не рассказывают людям о Едином, судьбах Арды или эстэль. Как уже было сказано выше, об этом эльфы и друг с другом-то редко беседуют. Эльфы никого никогда не упрекают в "недостатке эстэль" и вообще при общении с людьми стараются избегать оценочных суждений. Эльфы людям - скорее старшие братья, уже давно занятые своими делами, а не воспитатели (как в Первую Эпоху) и уж тем более не няньки.


В начало
Вверх
Далее

arda.ru
Главная Карта сайта Назад