Женщины
"Все эти ваши машины - ничто передо мной."
Ментат Питтер
- У тебя слишком высокие требования к женщинам, - сказал я, вы-
ключая телевизор. Жена с сыном уехала к родителям в соседний город,
и мы могли спокойно говорить на подобные темы.
- Да, - согласился Эйлин, поудобнее развалившись в кресле. -
Очень высокие, но не слишком, не слишком. "Я не знаю слова "слишком",
дон Рэба", - процитировал он.
Эйлин помолчал, глядя через моё плечо куда-то в бесконечность.
- Ты не первый, кто говорит мне о требованиях, - заговорил он. -
Недавно, например, когда я ремонтировал очередной компьютер у маминых
знакомых... Ну, когда я закончил, меня позвали пить чай, и там по те-
левизору шёл какой-то фильм. Я стал комментировать главную героиню -
знаешь, ужасная такая женщина с иссиня-отвислым мясом, дурной фигурой,
дряблым лицом и глупая, как бревно. Хозяйка пришла в ужас - с её точки
зрения всё было здорово, - но героине-то везло просто согласно сцена-
рию... В конце концов хозяйка принялась утверждать, что актриса для
такого возраста сохранила отличную форму, но я возразил, что говорю о
героине, а не об актрисе... Актриса как раз молодец, если сумела сыг-
рать такую безобразную женщину.
- А что был за фильм?
- Не знаю. Я его никогда не видел - и очень рад... А, вспомнил -
"Гараж"... Кажется. Хозяйка говорила. Или не "Гараж"? Хм.
Он посмотрел на потолок.
- Да, а потом хозяйка сказала - или не хозяйка, а мама? - Эйлин
задумался. - Ну, в общем, что я буду слишком долго искать. Я тут же
отреагировал, что, во-первых, не знаю слова "слишком", а во-вторых,
вполне возможно, что в этой жизни вообще не найду. Это их с мамой по-
вергло в лёгкий ступор, и даже вопросы прекратились.
- Неудивительно, - отреагировал я. Любит Эйлин порассуждать по-
добным образом.
Мы помолчали. Выпитый чай разливал по телу приятное тепло, во рту
сохранился вкус печенья с корицей.
- Конечно, я смотрю на тебя с Тарной, на вашего сына, завидую...
- разглагольствовал Эйлин. - Мн-да. Впрочем, знаешь, ведь всё равно не
отступлюсь. Есть у меня некое мнение о себе и потенциальной спутни-
це... А хотя... Ведь этот, с позволения сказать, идеал был у меня
всегда... Время от времени я решал, что обойдусь, и вроде как находил.
Жалел потом - когда дольше полугода всё не длилось... Возвращался к
своей, хм, мечте. Теперь вроде привык, решил подождать идеал...
- Ну и как?
- Жду вот. Ах... Кстати, недавно только смог эти требования сфор-
мулировать.
- А рассказать?
- Требования-то? О! Во, любимая тема. - Эйлин оживился. - Итак,
какая должна быть женщина? Женщина должна быть - умная; красивая; зна-
ющая; должна разбираться в куче вещей, многое уметь делать...
- Ремонтировать компьютеры, например...
- Ну, в общем, да... Не совсем, всякие железки - это не показа-
тель... Она должна быть высококультурной, благородной, доблестной...
Это должна быть сильная, творческая натура.
- Играть на музыкальных инструментах...
- Ну да, как вариант. Писать стихи и песни тоже вполне пойдёт...
И так далее. Женственная. Мудрая, умеющая читать в душах - но умеющая
и не читать. Нежная, как цветок - и в то же время твёрдая и острая,
как меч. Меч, наточенный только на врагов, а не просто так... При этом
ещё и приключенец, не неженка и не белоручка.
- А еду готовить?
- Разумеется; ещё - знать травы и уметь сделать отвар. Приключе-
нец, не умеющий готовить? Нонсенс. И чтобы могла оказать первую помощь
в случае чего... Представляешь?
Я задумался, пытаясь вообразить целиком это сочетание. Получа-
лось с трудом...
Впрочем, получалось.
- Словом, эльфийка. Из... Ну, например, из синдар.
Эйлин поднял брови.
- Пожалуй что... - согласился он. - Да, в самом деле. Эльфийка.
Судя по всему, отсутствие эльфиек в нашем мире его не беспокоило.
Я поразмыслил над эйлинской концепцией. Он что, об этом вообще не за-
думывается? Ну что ж...
- А ты уверен, что в нашем мире подобное сочетание вообще возмож-
но?
- Уверен. Я же есть.
Оп-с, подумал я. Возразить было нечего: вполне материальный Эйлин
сидел напротив в кресле. Мн-да.
Эйлин кивнул, видимо, угадав мои мысли.
- Высоки мои требования к женщинам, - подвёл он итог. - Но к себе
эти требования у меня гораздо выше.
После этого разговора Эйлин пропал недели на две. Тарна успела
вернуться и стала уже всерьёз беспокоиться, когда Эйлин вдруг появился
- собственной персоной.
Глаза у него нездорово горели - как всегда, когда он одержим оче-
редной идеей. Возвращая на полку "Дюну" Фрэнка Хэрберта, он рассыпался
в благодарностях.
- Такая книга! И столько идей, столько идей!
- Ты что, решил синтезировать спайс?
- Что ты! Спайс - чепуха, да и вообще, вся техника - не самое
главное. Идеология - вот основа!.. Впрочем, неважно. У меня тут воз-
никла идейка, оч-чень интересная идейка...
- Ну?
- Но увы! - возгласил Эйлин. - Я вынужден просить твоей помощи,
точнее, вашей с Тарной. Мне нужно место, чтобы собрать установку.
- Хм. А что она будет делать?
- О! Она будет рассчитывать Путь.
И Эйлин встал в чрезвычайно величественную позу.
- А зачем?
Эйлин так и сник.
- На самом деле, - тихо сказал он, опустив голову, - не обращай
внимания на мою браваду. Это маска.
- Да я знаю, что маска, - сказала Тарна, входя.
- О, привет, - сказал ей Эйлин. - Рад тебя видеть...
- Я тоже, - перебила она. - Ты где пропал?
- Шарился по свалкам и знакомым, добывая железо, - ответил Эйлин.
- Тебе Рэйни не рассказывал о нашем разговоре про женщин?
- Рассказывал, рассказывал. Ну и мерзавцы вы, ребята.
Насколько я знаю Эйлина-Паяльника, тут он должен был встать в по-
зу и возмутиться. Но он этого не сделал.
- Я знаю, - сказал он как-то даже робко. - Я извиняюсь.
- Да ладно, - махнула рукой Тарна. - Что ты опять задумал хоть,
расскажешь?
- Да расскажу, конечно, - вновь обрадовался Эйлин. - Только давай
за чаем?
- За чаем так за чаем, - согласилась Тарна.
- Итак, - начал Паяльник, отхлёбывая чай, - от чего зависит судь-
ба некой абстрактной личности? От обстоятельств. Огромное количество
событий, происходящих в мире, толкает эту личность из стороны в сторо-
ну, и - как следствие - опять же из события в событие. Из них-то и
состоит Судьба, она же Путь.
Эйлин зашипел - чай оказался слишком горячим.
- Если мы как разумные личности хотим достичь некой цели, мы соз-
нательно изменяем события вокруг. Точнее, воздействуем на них... То
есть, личность существует в некотором многомерном поле событий, влияя
на них - а они, отзываясь на действие, влияют обратно. Таким образом,
жизнь - это переработка личностью событий, поступающих в сферу её вли-
яния. Вот Рэйн технарь, он поймёт сравнение личности с некой функцией.
- Некой личности с некой функцией. С некой целью. Ага. - Тарна
фыркнула.
- Ну, если исходить из твоего подхода... - задумался я. - Только
это будет очень сложная функция, практически случайная.
- Нет! То-то и оно, что не случайная. Со стороны мои поступки
выглядят неожиданными, непредсказуемыми, но я-то действую по своей
внутренней логике! И, будучи объяснёнными, мои действия приобретают
гармоничность и естественность. То есть - очень сложная, с массой пе-
ременных, но не случайная функция.
- Технари, - презрительно протянула Тарна.
- Гуманитарии, - в тон ей протянул Эйлин.
- Ну хорошо, пусть такой подход, - сказал я. - Ну и что?
- Так если Судьба - функция, - Паяльник воззрился на меня поверх
чашки, - то её можно рассчитать и спрогнозировать.
- Ну да, - скептически улыбнулся я. - Возьмём производную Судьбы
по времени, найдём точки перегиба... Интересно, а что будет в точках,
где производная не существует?
- Там будут изломы. События, после которых жизнь резко меняется.
Всё просто и красиво.
- Ребят, ну нельзя подходить к жизни как к математике, - просто-
нала Тарна. - Эти методы не применимы...
- Почему? - тут же отреагировал Эйлин.
- Невозможно рассчитать судьбу.
- Почему?
- Потому что, - поддержал я жену, - как бы ты ни старался, ты не
сможешь учесть _в_с_е_ события. Для этого необходимо...
- А вот это - техническая задача.
- Эта функция такая же сложная, как ты сам, - продолжил я. - А
чтобы её рассчитать, тебе понадобится вычислитель в десять раз мощнее
человеческого мозга...
Тут Паяльник улыбнулся так, что у меня мороз продрал по коже.
- Это - техническая задача, - повторил он медленно и тихо.
- Что, скажешь, реально?
- Реально, Рэйн. Только мощности нужно в двести раз больше.
- И как?
- Элементарно. Современной электронике далеко до человеческого
мозга, - так будем использовать собственно мозг.
- Голова профессора Доуэля, - протянула Тарна. - Паяльник, ты не
оригинален. Всё уже придумали, только никто не сделал.
- Разумеется! - воскликнул Эйлин. - Потому что все, кто имеет
возможность экспериментировать, не умеют это делать как следует.
- А ты умеешь? - фыркнула Тарна.
- Умею.
- И в чём изюмика? - поинтересовался я.
- Ну, в магии, разумеется, - ответил Паяльник. - Нервные клетки
разрушаются безвозвратно спустя пятнадцать-двадцать минут после смер-
ти, кроме того, нужно промежуточное звено между нервами и компьютером.
Всё это современная техника не обеспечивает. А магия - пожалуйста.
- Как всё просто-то, а, - пробормотал я.
- А ты пробовал? - спросила Тарна. В её голосе ясно слышалась
насмешка.
- Пробовал. Один мозг сейчас работает у меня в общежитии, два
предыдущих я уже выбросил.
- Что, спеклись от перегрузки?
- Нет. Это были экспериментальные образцы, подохли, пока я приду-
мал достаточно долговечный метод. Теперь их хватит на месяц.
Я, в общем-то, даже не удивился. Паяльник уже не в первый раз вы-
давал подобные открытия. Если б Паяльник не был Паяльником, он за свои
открытия выбрал бы Нобелевские премии лет на десять вперёд.
- Ну хорошо, - согласился я. - Мозги так мозги. Только ты называл
число "двести".
- Нет, двести мозгов мне не найти, - задумчиво протянул Эйлин. -
Или найти? Хм... Поубивать кучу народу...
- Прекрати, - поморщилась Тарна. - Как ты эти-то добыл?
- Довольно просто - договорился с одним мужиком в морге, по бу-
тылке за мозг. Он так обрадовался... Так вот, мозг, прошедший через
смерть, уже не является человеком, личностью. Память, эмоции, привыч-
ки, инициатива - всего этого нет. Христиане бы сказали, что, дескать,
душа улетела... Ну, так или иначе, такой мозг - не более чем вычисли-
тель. Как известно, люди используют возможности своего мозга на
пять-семь процентов; мёртвый же мозг работает на все сто, поэтому по
вычислительным способностям он превышает человеческий более чем в де-
сять раз.
- Итого, двадцать мозгов, - подытожил я.
- Да. И поэтому-то мне нужно место для установки.
- Насколько я понимаю, вопрос про место был чисто риторическим, -
вздохнула Тарна. - Какая она хоть будет?
- Где-то пол-гостиной, - заискивающе проговорил Эйлин.
- Ты не объяснил, - вмешался я. - Как ты будешь вводить в этот
вычислитель информацию о своей жизни? Как ты получишь результаты пере-
работки? И, в конце концов, что ты будешь рассчитывать?
- Я говорил - сто процентов, понимаешь? Отсюда - телепатия, и
прочие сказочные вещи. Один из мозгов будет задействован специально
для связи со мной. Установка будет видеть, слышать, чувствовать то же,
что и я. А я буду ощущать её рекомендации по действиям в конкретной
ситуации.
- Как поставить ногу при каждом шаге, например, - съязвила Тарна.
Эйлин будто не заметил насмешки.
- Да, пожалуй. Мелочей не бывает... Иногда от одного шага зависит
столько...
- Так всё-таки, зачем? - прервал я его размышления.
Паяльник посерьёзнел, нахмурился.
- Я очень извиняюсь, - сказал он, - просто это для меня очень бо-
лезненный вопрос... То есть я отвечу, но прошу, - не надо смеяться.
- Ладно, мы не будем, - заверила Тарна.
- Ну, в общем, мы тогда с Рэйном говорили о женщинах... Установка
будет корректировать мой Путь так, чтобы я... Ну, в общем, нашёл...
- Понятно, - сказала Тарна. - А так слабО?
- То ли слабО, то ли долго. Здесь-то мозг один, к тому же битком
набит эмоциями, памятью и прочей чепухой.
- Ага... Душой, например...
Эйлин фыркнул.
- Вот-вот. Но вы не против?
- Да ладно, делай, - сказала Тарна. - Этому дому уже ничего не
поможет...
- Это весьма мощный компьютер, - разглагольствовал Эйлин. - За-
помнить мои действия и показывать их как фильм - это элементарно. При-
чём показывать с наиболее красивого ракурса.
На экране был виден барски развалившийся Паяльник. Под наиболее
красивым ракурсом. Он перевёл взгляд на Тарну, и ракурс сместился. Те-
перь в нем оказались и Эйлин, и жена. Меня, впрочем, тоже зацепило -
но самым краем.
- Что ты спрашивала?
- И что, ты тут будешь всё время светиться?
- Ну да. Вы будете всегда знать, где я нахожусь.
- Всегда-а-а? - протянула Тарна, нехорошо улыбаясь.
- Ну, некоторые моменты моей жизни установка заменяет красивыми
пейзажами... Чепуха. Ничего она, конечно, не заменяет.
- Ты скажи, - продолжила Тарна, - сколько энергии ест эта штука?
- Ну, порядка двух киловатт, - задумчиво ответил Паяльник.
Ничего себе, подумал я.
- Нет, ты мне скажи, это много или мало?
- Это - навалом, - ответил я.
- Слушай, Эйлин, а за электричество кто платить будет?
Экран отобразил погрустневшего Паяльника.
- Ну, я, - сказал он, роясь в нагрудном кармане. - Я рассчитал,
за месяц это будет примерно столько...
Иногда практичность Тарны звучит очень резко, хотя она и думает,
что смягчает слова смехом.
- В общем, вот кнопка "назад", вот "вперед", вот возвращение в
обычный режим... Если интересно, можете смотреть...
- Ладно, ты когда в следующий раз появишься? - сросила Тарна.
- Не знаю, не знаю. Как получится.
- А ты можешь сделать так, чтобы находить деньги, например? Или
там выиграть что-нибудь?
- Нет. - Слово прозвучало очень резко. - Магию нельзя использо-
вать в корыстных целях.
- А найти себе девушку - не корыстная цель?
- Нет... Знаешь, я не буду объяснять, это словами никак. И кроме
того... Ну, установка строилась на одну цель. Её магия держится на мо-
ей мечте, моём идеале - на тонкой и острой хрустальной игле. Полмилли-
метра в сторону - и она сломается...
- А когда цель будет достигнута? - спросил я.
- Когда цель будет достигнута, - проговорил Эйлин, - установка
развалится.
* * *
Я тяжко вздохнул, выходя из гостиной. Тарна вышла из маленькой
комнаты с ребёнком на руках. Глаза у неё были красные.
- Когда похороны? - спросила она.
- Кэарвен говорит - завтра утром, - сказал я. В глазах внезапно
потемнело - бедный Паяльник...
- Как вообще всё случилось, он рассказывает?
- Рассказывает. Был красный свет, а он вдруг шагнул вперёд - и
под грузовик. Будто не видел. Причём грузовик был одной из двух машин
на дороге... Если бы...
- Хватит, Рэйн.
- Извини.
Тарна опустила голову.
- Это всё его установка, это она его убила! Он привык делать, как
она хочет, а сам думать перестал, перестал! Она его ненавидела, а он
не знал, технарь чёртов...
- Прекрати, Тарна.
- Извини. Я больше не буду. Понимаешь, три недели... Счастья он
захотел, радости... Машина не может дать счастье, человек должен
сам...
- Тарна.
- Прости.
К вечеру следующего дня я созрел достаточно, чтобы проверить. Из-
мученная Тарна легла спать, а я направился в гостиную.
Установка жила. Мерно гудел в ночной тишине силовой трансформа-
тор, шумели три вентилятора, на грани слуха свистел импульсный источ-
ник питания. Лампочки перемигивались внутри, как ёлочные гирлянды.
Я подтащил стул, уселся. Двадцать лампочек светились зелёным све-
том - двадцать белёсых сгустков ещё работали. Ого, а это ещё что за
чепуха? - древний индикатор шевелил стрелкой посреди шкалы: половина
вычислительной мощности установки была задействована. На что?
Экран тускло серел. Я нажал "назад", ни на что, впрочем, не наде-
ясь. Но в глубине что-то чирикнуло, и возникло изображение.
Паяльник и Кэарвен шли по тротуару. Паяльник что-то рассказывал,
Кэарвен улыбался, потом сам начал говорить. Вот Эйлин расхохотался,
задрав голову... Ага, подумал я, самый выгодный ракурс. На глаза на-
вернулись слёзы.
Изображение отъехало назад, теперь в поле зрения несуществующей
камеры попал перекрёсток и светофор. Зелёный человечек сменился крас-
ным, Кэарвен хлопнул смеющегося Паяльника по плечу, останавливая.
Камера резко повернулась, ловя быстро приближающийся грузовик.
Ближе, ближе, ближе... Вдруг - снова перекресток, улыбающиеся Паяльник
и Кэарвен, Паяльник резко и широко шагает вперед, и - серой тенью мимо
экрана мелькает грузовик. Кэарвен - один. Его лицо меняется с кажущей-
ся медленностью, - но он срывается с места прежде, чем исчезают пос-
ледние следы улыбки.
Кэарвен, бегущий - съёмка спереди, камера постепенно отодвигается
назад, ловя в кадр развернувшийся поперёк улицы грузовик. Его шины ды-
мятся, на асфальте видны чёрные визгливые следы.
Камера поднимается вверх, одновременно поворачиваясь книзу. Лежа-
щее тело в светлой одежде - и приземляющийся рядом с размаху Кэарвен.
Улица сверху, деревья, грузовик, следы и центр изображения. Последний
картинный кадр. Самый выгодный ракурс.
Экран погас. Лампочки горели слишком тускло, чтобы что-то осве-
щать. Меня откровенно трясло... Что ж ты там вычисляешь, железяка?..
Экран вспыхнул максимальной яркостью. Спустя миг свечение спАло,
и я увидел лес. Просто лес, наполненный солнцем... Камера поворочалась
из стороны в сторону, демонстрируя стройные стволы сосен, густые игол-
ки на еловых лапах, заросли рябины...
Тот же ракурс! Камера поехала вверх, поворачиваясь вниз, к густой
траве поляны... Белый плащ разметался по траве, длинные волосы скрыва-
ют лицо, перехваченные обручем...
Я застыл. Руки примёрзли к столу.
Что-то изменилось - не понять, что. Камера вновь придвинулась,
показывая Эйлина крупным планом. Ветер перебирал его волосы, чуть пос-
ветлевшие... Вдруг он пошевелился, приподнял голову. Повернулся набок,
прикрыл глаза от солнца. И на его плечо легла тонкая, почти прозрачная
рука.
Камера повернулась, отодвинулась, показывая крупным планом необы-
чайную девушку. Девушка присела рядом с Эйлином и что-то спросила. Тот
удивлённо потряс головой, ответил - губы неуверенно шевельнулись...
Потом он встал, отряхнул со странного плаща сосновые иголки. Поднял
голову - и встретился с девушкой взглядом.
Не знаю, не пойму как - меж ними будто вспыхнула некая связующая
нить, невидимая струна - единственная подходящая ассоциация. Они зас-
тыли - лишь на мгновение - и тут экран погас.
Я сидел, не в силах пошевелиться, и пялился в стеклянную черноту.
Подсвеченное зелёным движение привлекло моё внимание. Индикатор заг-
рузки вычислителя стоял на нуле, стрелка больше не шевелилась...
На экране проступили белёсые буквы. Мне пришлось напрячься, чтобы
понять.
"ЗАДАЧА ЗАВЕРШЕНА."
В темноте над моей головой погасла первая зелёная лампочка.
27.5.99 11-00
Крейл Лаурелиндо