Как полнее и образнее представить людей восемнадцатого столетия? В музеях сохранились вещи, которые их окружали, составляли часть их жизни, но всё-таки больше всего нам могут рассказать портреты. В «жилых хоромах» Останкинского дворца находились портреты самих Шереметевых, а также служащих, управляющих несметными имениями и домами, людей, близких графской семье.
Так среди других висел в Останкине и «Портрет Юрия Ивановича Кологривова». Имя автора – талантливого художника первой половины XVIII столетия – пропало для потомков, но сохранилось главное – сам портрет. Он поражает необычным для того времени подходом к изображению портретируемого. Да, это не парадный портрет, но и для камерного неожиданно изображение человека настолько в домашнем и даже небрежном виде: развязанная лента ворота рубашки и грудь нараспашку...
Фигуру Кологривова как бы овевают ветры, ворвавшиеся в «прорубленное в Европу окно». Портрет дышит петровским временем с его «викториями», открытиями, энергией, временем, когда впервые в России начинают оценивать человека по его преданности делам государства, по его личным качествам, могущим принести пользу Отечеству. Ясный ум, смекалку и энергию Кологривова сумел через века донести до нас неизвестный художник.
Крайне интересна биография портретируемого. Один из денщиков Петра Великого, Кологривов долгие годы жил в Риме, изучая архитектуру и присматривая за «архитектурными учениками» – петровскими пенсионерами в Италии. Будучи доверенным Петра, он приобрёл для России знаменитую «Венеру Таврическую», скульптуру, которая и сейчас украшает залы Эрмитажа.
Как и большинство людей, разбуженных и вызванных к новой деятельности Петром, в последующии правления Кологривов оказался не у дел. «Я – государев человек», с болью и горечью писал он, не находя дела по плечу и размаху. Пришлось испытать ему и пытки в стенах Тайной Канцелярии. Только смерть императрицы Анны Иоановны спасла государева человека. Последние годы жизни он был связан с Петром Борисовичем Шереметевым. Как доверенное лицо графа, Кологривов был автором общего замысла усадьбы Кусково – планировки дворца и парка, ему же принадлежит архитектурный проект итальянского домика в кусковском парке.
Долгое время портрет Кологривова приписывали кисти Ивана Петровича Аргунова – выдающегося представителя большой художественной семьи крепостных графов Шереметевых. Вызвано это было тем, что в Останкино этот портрет находился рядом с подписными работами Аргунова – портретами Хрипуновых.
В творчестве замечательного русского живописца И. П. Аргунова интимные портреты являются вершиной, но и среди них изображение Хрипуновых занимает особое место.
Совсем немного известно о Хрипунове – Козьма Аксентьевич был переводчиком и секретарём Коллегии иностранных дел. Не имея собственного дома, жил в Петербурге «по найму» в доме А. М. Черкасского, в 1750-х годах жил, как было записано в домовой книге, «по знакомству» в «Миллионном доме» графа Петра Борисовича Шереметева. Важно, что в эти же годы там жил и И. П. Аргунов, где и исполнил в 1757 году портреты супругов Хрипуновых. Не связанный заказом и заданностью парадного портрета, художник мог свободно творить. В подходе к образам чувствуется симпатия, дружеское расположение и сердечность Аргунова.
Создавая парные портреты, художник всегда, каждый из них решал в своей цветовой гамме. Решённый в коричнево-оливковом тоне, портрет Козьмы Аксентьевича во многом построен на парадоксах. Откровенно некрасивые черты лица Хрипунова наполнены неожиданным обаянием внутреннего интеллекта, благородства и доброты. Всматриваясь, мы видим высокий лоб, встречаем внимательный и мудрый взгляд. Художник выделил в портрете жест неожиданно тонкой кисти руки.
Портрет Хрипуновой выдержан в спокойных, серо-голубоватых тонах, ибо главное в нём – сдержанность, спокойная задумчивость и ясность. Изображена Хрипунова также в домашней обстановке, за чтением. Книга в её руках не просто один из атрибутов портрета – в середине XVIII века предельно мал круг читающей публики, тем более среди женщин, – в художественном строе картины это очень важная деталь. Ведь этими портретами Аргунов впервые вводит в русское изобразительное искусство образы интеллигентов своего времени – Хрипуновы незнатные, обедневшие дворяне, которых отличает богатство духовной жизни.
Под воздействием идей просвещения в середине XVIII века происходит новое осмысление понятий человеческой личности, поднимается вопрос об осознании передовым дворянством своего общественного долга перед страной и народом. Новые проблемы, вставшие перед русским обществом, вызвали к жизни и новую трактовку образа человека в литературе и искусстве. Творчество И. П. Аргунова возникло на волне подъёма всей русской национальной культуры и способствовало расцвету живописи конца XYIII столетия.