О записи звука

Эта "статья", возможно, будет интересна занимающимся записью ролевой песни. Здесь рассказывается, что из себя представляет на сей момент моя "студия".

Ответы на многие вопросы именно такие, а не иные, по причине исходного "ТЗ". Требовалось создать систему с достаточным качеством записи за минимальные деньги. При этом предполагалась запись в домашних условиях (комната в квартире, а не зал в студии), причем, вообще говоря, одного исполнителя. Или небольшой группы - два-четыре.


FA> Где ты покупал микрофоны и почём?

Микрофон у меня один, SHURE. Покупал я оную железку за сто баксов.

Микрофон нужен один, поскольку процесс выглядит так:

  1. Исполнитель играет основной инструмент
  2. Исполнитель откладывает гитару, надевает уши и поет под то, что только что наиграл
  3. Исполнитель, надев уши, подыгрывает/подпевает тому, что слышит.

В итоге получается несколько треков (до 30-40 максимум, но это уже изощрения), я их чищу и накладываю по мере надобности эффекты типа эха, реверберации и т.д. Свожу по громкости, редактирую.

Исполнителей может быть N, и для этого не нужно много микрофонов.

FA> Почему именно эти?

Рекомендация друзей типа Толченова. Вполне оправдавшаяся: у микрофона весьма хороши динамический и частотный диапазоны (он "слышит" тихие звуки и не глючит на откровенных воплях), правильный подбор чувствительности и направленности (уличный шум, который прекрасно слышу я - типа автомобильной сигнализации - микрофон не слышит).

FA> Где ты покупал кабель и почём?

Нигде. Использовал коаксиал 10Base-T длиной метров пять. В домашних условиях этого даже много, а для электромагнитных помех - слишком мало :-) Кроме того, на такой длине затухание пренебрежимо мало.

FA> Где ты покупал предусилитель и почём?

Нигде, я работаю без отдельного предусилителя.

С первой звуковой картой - YAMAHA 724 - были некоторые проблемы, поскольку у нее а) нет встроенного предусилителя на 20 дБ для динамических микрофонов и б) она рассчитана на электретные, поэтому есть постоянное напряжение смещения. Его приходилось потом убирать программно - хотя и без каких-либо проблем. Из плюсов - весьма низкий уровень шума, гораздо ниже, чем в CREATIVE SB AWE32 (Здоровенная старая исовая простыня).

В звуковых картах CREATIVE SB LIVE и AUDIGY всех модификаций оный предусилитель есть (в свойствах записи поставить галочку "+20 дБ"), и они замечательно умеют динамический микрофон. Собственный уровень шума очень низкий.

FA> Почему именно этот?

Не вижу смысла в предусилителе. Он есть в звуковой карте - зачем что-то еще? Это дополнительные шумы, дополнительные искажения и дополнительные деньги, довольно немалые - если мы говорим о качестве... А микрофонного уровня сигнала вполне хватает.

FA> Как ты борешься с шумами окружающей среды, т.е. как ты строил звукоизоляцию помещения?

Никак. См. про чувствительность микрофона. То, что он ловит, не превышает -50 дБ, на этом же уровне электромагнитные наводки и шумы звуковой карты. При отношении сигнал/шум 35-40 дБ без всякой чистки - вполне нормально. После чистки отношение 70-90 дБ! Это очень круто! :-)

FA> 10. Как ты борешься с реверберацией?

Никак. Отраженный от стен сигнал а) слишком слаб, чтобы его слышал микрофон и б) слишком мало отличается от основного - комната-то маленькая :-)

FA> 11. Как ты борешься с электронными шумами окружающей среды?

Убираю сотовые телефоны подальше от провода микрофона :-) Это единственный источник сколь-нибудь заметных помех.

Вообще, за счет короткого провода я сразу избавляюсь от массы проблем, имеющих место в случае студии. Помехи, слабый сигнал, предусилитель... :-)

FA> 12. В какое время суток ты пишешь и почему?

В удобное одновременно мне и исполнителю :-) Другого времени просто нет. Поскольку запись происходит в жилом доме, стараюсь не писать после 23.00.

FA> 13. С какого дубля тебе удавалось добиться приемлемого результата, например, с Галенэль?

Это очень зависит от исполнителя. Начиная от первого же и заканчивая тридцатью. Чаще всего исполнитель сбивается на первых-третьих нотах, когда запись только началась - тогда стоп, стереть, снова запись :-) В среднем делается 1-2 дубля на основные голос/гитару и 4-5 на "подпевки".

FA> 15. Как ты расставляешь микрофоны перед одним исполнителем?

Микрофон один. Исполнитель сидя играет на гитаре, и микрофон направлен в нее, или стоя поет. Стоя петь правильнее и удобнее.

FA> 16. Как ты пишешь исполнителя "голос-гитара", синхронно или последовательно? Почему?

Очевидно, последовательно.

  1. Удобнее по отдельности обрабатывать голос и гитару: вырезать нежелательные хрипы, вздохи и слишком громкие взрывные звуки из голоса; накладывать эффекты на гитару.
  2. Исполнителя может "не хватить" на всю песню целиком, он может неправильно спеть две последних фразы. Тогда именно они затираются (гитара остается) и исполнитель спокойно их перепевает без перезаписи всего на свете.
  3. Играть удобнее сидя, петь - стоя.
  4. Можно наилучшим образом подобрать соотношение громкостей голоса и гитары (или голосов и гитар). В случае одновременной записи оное соотношение зависит от положения микрофонов и меняется от случая к случаю.

FA> 17. Почему диски, которые тобою производятся, столь дороги? По моим оценкам, себестоимость производства одной болванки - порядка 50 рублей (включая сюда буклет).

  1. А ты включил в оную себестоимость хотя бы микрофон и звуковую карту? При количестве дисков 20-30 шт и дележе прибыли с исполнителем? :-)) Есть такая истина: на нашем народе заработать невозможно, всё получается исключительно на энтузиазме.
  2. На прошлом Зиланте диск Галенэль продавался по 50 р. В то время как лежащие рядом диски С СИЛЬНО ХУДШИМ КАЧЕСТВОМ (например, тот же "Пепел Монсегюра" Лоры) - по 110-120 р. И народ покупал именно дорогие диски! Дешевой вещи нет доверия...

На этом Зиланте рядом лежали диски по 130-150 р., а еще двойной диск Руста за... 380! Я был в шоке.

FA> 18. Почему у тебя нет развитой тарифной схемы?

Потому же, почему нет бизнес-плана. Работая "на тусовку", я по определению работаю себе в убыток. И по деньгам, и по времени: потратив то же время на основную работу, я заработал бы на порядок больше. Подчеркиваю - именно на порядок, в десять раз.

FA> 19. Где болванки покупаешь, какие и почём?

Покупаю через фирму, где сейчас работаю, те, которые мы в настоящий момент любим. В этом году, видимо, будут "Филипс"; вообще, это не принципиально. Важно наличие коробочек, иначе я писал бы на технологические.

FA> 20. Каким ПО ты записываешь и обрабатываешь?

Cool Edit Pro. Программа 98-го года выпуска, ничего столь же удобного и мощного не существует. Это многоканальная запись (64 канала), прекрасный алгоритм очистки от шума со спектральным анализом, удобство редактирования каналов по амплитуде и панораме, богатство эффектов.

Чем-то похожа CakeWalk 9, но она огромна и неудобна. На 15-дюймовом мониторе с ней работать очень сложно (по сравнению с COOLом, конечно).


Крейл Лаурелиндо