Эта "статья", возможно, будет интересна занимающимся записью ролевой песни. Здесь рассказывается, что из себя представляет на сей момент моя "студия".
Ответы на многие вопросы именно такие, а не иные, по причине исходного "ТЗ". Требовалось создать систему с достаточным качеством записи за минимальные деньги. При этом предполагалась запись в домашних условиях (комната в квартире, а не зал в студии), причем, вообще говоря, одного исполнителя. Или небольшой группы - два-четыре.
FA> Где ты покупал микрофоны и почём? Микрофон у меня один, SHURE. Покупал я оную железку за сто баксов. Микрофон нужен один, поскольку процесс выглядит так:
В итоге получается несколько треков (до 30-40 максимум, но это уже изощрения), я их чищу и накладываю по мере надобности эффекты типа эха, реверберации и т.д. Свожу по громкости, редактирую. Исполнителей может быть N, и для этого не нужно много микрофонов. FA> Почему именно эти? Рекомендация друзей типа Толченова. Вполне оправдавшаяся: у микрофона весьма хороши динамический и частотный диапазоны (он "слышит" тихие звуки и не глючит на откровенных воплях), правильный подбор чувствительности и направленности (уличный шум, который прекрасно слышу я - типа автомобильной сигнализации - микрофон не слышит). FA> Где ты покупал кабель и почём? Нигде. Использовал коаксиал 10Base-T длиной метров пять. В домашних условиях этого даже много, а для электромагнитных помех - слишком мало :-) Кроме того, на такой длине затухание пренебрежимо мало. FA> Где ты покупал предусилитель и почём? Нигде, я работаю без отдельного предусилителя. С первой звуковой картой - YAMAHA 724 - были некоторые проблемы, поскольку у нее а) нет встроенного предусилителя на 20 дБ для динамических микрофонов и б) она рассчитана на электретные, поэтому есть постоянное напряжение смещения. Его приходилось потом убирать программно - хотя и без каких-либо проблем. Из плюсов - весьма низкий уровень шума, гораздо ниже, чем в CREATIVE SB AWE32 (Здоровенная старая исовая простыня). В звуковых картах CREATIVE SB LIVE и AUDIGY всех модификаций оный предусилитель есть (в свойствах записи поставить галочку "+20 дБ"), и они замечательно умеют динамический микрофон. Собственный уровень шума очень низкий. FA> Почему именно этот? Не вижу смысла в предусилителе. Он есть в звуковой карте - зачем что-то еще? Это дополнительные шумы, дополнительные искажения и дополнительные деньги, довольно немалые - если мы говорим о качестве... А микрофонного уровня сигнала вполне хватает. FA> Как ты борешься с шумами окружающей среды, т.е. как ты строил звукоизоляцию помещения? Никак. См. про чувствительность микрофона. То, что он ловит, не превышает -50 дБ, на этом же уровне электромагнитные наводки и шумы звуковой карты. При отношении сигнал/шум 35-40 дБ без всякой чистки - вполне нормально. После чистки отношение 70-90 дБ! Это очень круто! :-) FA> 10. Как ты борешься с реверберацией? Никак. Отраженный от стен сигнал а) слишком слаб, чтобы его слышал микрофон и б) слишком мало отличается от основного - комната-то маленькая :-) FA> 11. Как ты борешься с электронными шумами окружающей среды? Убираю сотовые телефоны подальше от провода микрофона :-) Это единственный источник сколь-нибудь заметных помех. Вообще, за счет короткого провода я сразу избавляюсь от массы проблем, имеющих место в случае студии. Помехи, слабый сигнал, предусилитель... :-) FA> 12. В какое время суток ты пишешь и почему? В удобное одновременно мне и исполнителю :-) Другого времени просто нет. Поскольку запись происходит в жилом доме, стараюсь не писать после 23.00. FA> 13. С какого дубля тебе удавалось добиться приемлемого результата, например, с Галенэль? Это очень зависит от исполнителя. Начиная от первого же и заканчивая тридцатью. Чаще всего исполнитель сбивается на первых-третьих нотах, когда запись только началась - тогда стоп, стереть, снова запись :-) В среднем делается 1-2 дубля на основные голос/гитару и 4-5 на "подпевки". FA> 15. Как ты расставляешь микрофоны перед одним исполнителем? Микрофон один. Исполнитель сидя играет на гитаре, и микрофон направлен в нее, или стоя поет. Стоя петь правильнее и удобнее. FA> 16. Как ты пишешь исполнителя "голос-гитара", синхронно или последовательно? Почему? Очевидно, последовательно.
FA> 17. Почему диски, которые тобою производятся, столь дороги? По моим оценкам, себестоимость производства одной болванки - порядка 50 рублей (включая сюда буклет).
На этом Зиланте рядом лежали диски по 130-150 р., а еще двойной диск Руста за... 380! Я был в шоке. FA> 18. Почему у тебя нет развитой тарифной схемы? Потому же, почему нет бизнес-плана. Работая "на тусовку", я по определению работаю себе в убыток. И по деньгам, и по времени: потратив то же время на основную работу, я заработал бы на порядок больше. Подчеркиваю - именно на порядок, в десять раз. FA> 19. Где болванки покупаешь, какие и почём? Покупаю через фирму, где сейчас работаю, те, которые мы в настоящий момент любим. В этом году, видимо, будут "Филипс"; вообще, это не принципиально. Важно наличие коробочек, иначе я писал бы на технологические. FA> 20. Каким ПО ты записываешь и обрабатываешь? Cool Edit Pro. Программа 98-го года выпуска, ничего столь же удобного и мощного не существует. Это многоканальная запись (64 канала), прекрасный алгоритм очистки от шума со спектральным анализом, удобство редактирования каналов по амплитуде и панораме, богатство эффектов. Чем-то похожа CakeWalk 9, но она огромна и неудобна. На 15-дюймовом мониторе с ней работать очень сложно (по сравнению с COOLом, конечно). |