Старшая Эдда. Прорицание вёльвы (примечания)
Текст
"Прорицание вёльвы" - самая знаменитая из песен "Старшей Эдды".
Она содержит картину истории мира от сотворения и золотого века (т. е.
того, что вёльва "помнит" или "видела") до его трагического конца - так
называемой "гибели богов" - и второго рождения, которое должно быть торжеством
мира и справедливости (т. е. того, что вёльва "видит"). Песнь представляет
собой богатейшую и единственную в своем роде сокровищницу мифологических сведений.
Большинство исследователей склоняется сейчас к тому, что песнь эта
возникла в Исландии в эпоху, переломную между язычеством и христианством,
а именно во второй половине или конце Х в., и что она в основном языческая,
хотя возможно, что некоторые ее элементы - такие, как идея вины и наказания,
осуждения жажды золота, признание женщины виновницей всех бед, -
неосознанно заимствованы из христианской религии.
Непоследовательность в нумерации строф отражает перестановку в издании С.Бюгге.
Вёльва - прорицательница, колдунья. Вся песнь вложена в уста вёльвы, которая
вещает, выполняя просьбу Одина, причем она то говорит о себе
в первом лице ("великанов я помню" и т. п.), то в третьем ("помнит войну
сна" и т. п.). Такое чередование встречается в древнеисландских песнях.
Строфа 1
| |
Священные рода - боги.
Дети Хеймдалля - люди. Несмотря на большую литературу о боге
Хеймдалле, сущность его неясна. Известно о нем только следующее: он "страж
богов" и "светлейший из асов", люди - его "дети", он родился "от девяти
матерей", перед началом гибели богов он "затрубит в свой рог".
|
Строфа 2
| |
Древо предела - ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты
над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль -
буквально "конь Одина". Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания.
|
Строфа 3
| |
...не было в мире ни песка, ни моря... - Специфически исландская
черта. Для исландского пейзажа очень характерен песок (например, для исландской южной равнины).
...земли еще не было и небосвода... - В подлиннике это место почти дословно
совпадает с так называемой "Вессобруннской молитвой", древневерхненемецким христианским
памятником IX в. Возможно, что это место имело общегерманский прообраз.
...трава не росла. - Трава выделена особо: пастбище для скота - основа исландского хозяйства.
|
Строфа 4
| |
Сыны Бора - Один и его братья, Вили и Be.
Мидгард - мир, обитаемый людьми. Буквально - "средняя ограда, среднее огороженное пространство".
|
Строфа 5
| |
Солнце, друг месяца. - В подлиннике - "спутник месяца". Луна
считалась древней солнца, и счет велся по ночам, а не по дням.
Содержание строфы 5 истолковывают как описание полярной летней ночи: солнце катится по
горизонту, как бы не зная, где ему зайти, а звезды и луна не светят в полную силу.
|
Строфа 6
| |
Отпрыски ночи. - Свет считался порождением тьмы, и поэтому день и времена дня - отпрысками ночи.
|
Строфа 8
| |
Три великанши. - Неясно, кто они, но, видимо, это не три норны,
о которых говорится в строфе 20.
Ётунхейм - жилище или страна великанов. Ётун - великан.
|
Строфа 9
| |
Бримир - то же, что Имир (древнейший из великанов) (?).
Блаин - другое имя Имира (?).
|
Строфы 10-16
| |
В строфах 10-16 перечисляются имена карликов. Некоторые имена
карликов в данной туле прозрачны (они означают "северный", "южный",
"восточный", "западный", "новый", "мертвый", "дружественный", "смелый",
"мудрый" и т. п.), другие спорны или совсем непонятны.
|
Строфа 17
| |
Аск и Эмбла - первые люди на земле, буквально "ясень" и "ива".
|
Строфа 18
| |
Хёнир. - Несмотря на десятки попыток истолковать этого загадочного
бога, сущность его остается спорной.
Лодур - фигура еще менее ясная, чем Хёнир.
|
Строфа 19
| |
Иггдрасиль - см. прим. к строфе 2.
Урд - одна из норн. Буквально "судьба".
|
Строфа 20
| |
Мудрые девы - норны, богини судьбы.
Верданди - "становление".
Скульд - "долг".
|
Строфы 21-24
| |
В строфах 21-24 речь идет о войне между двумя группами богов -
асами и ванами. Содержание этого мифа, по-видимому, следующее. Ваны
(боги Ньёрд, Фрейр и Фрейя) послали асам Гулльвейг (что значит "сила золота")
- женщину, воплощающую жадность к золоту. Один пытался ее уничтожить,
но она снова рождалась (строфа 21) и, под именем Хейд (обычное, имя
колдуний), творила еще худшее (строфа 22). Тогда асы стали совещаться,
брать ли им выкуп с ванов (по другим толкованиям - платить ли им выкуп
ванам или принять их в свою среду, платить ли им выкуп ванам или взять с
них выкуп, одни ли асы должны платить выкуп, и т. д., строфа 23). Соглашение
не состоялось, и Один начал войну с ванами, метнув в них копье (по обычаю,
вождь должен был перед началом битвы метнуть копье во вражеское
войско, тем самым посвящая его богу войны). Асы терпели поражение (строфа 24),
но в конце концов между асами и ванами был заключен мир, и они
обменялись заложниками, которыми были Хёнир и Мимир от асов и Ньёрд и
Фрейр от ванов. Ваны - явно боги плодородия. Асы - все остальные боги
и обычно боги вообще.
|
Строфы 25-26
| |
Строфы 25-26 имеют в виду миф, известный по "Младшей Эдде". Боги
договорились с одним великаном, что он построит им в определенный срок крепость, неприступную для
великанов. В награду он потребовал богиню Фрейю, солнце и луну. По совету Локи боги согласились на
его условия. Но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, они испугались и
стали грозить Локи. Тогда Локи хитростью заставил великана опоздать к сроку. Увидев, что он обманут,
великан пришел в ярость. Боги позвали на помощь Тора, и тот убил великана. Таким образом, сгубить
небосвод и отдать Фрейю великанам покусился Локи. Жена Ода - Фрейя. В "Младшей Эдде"
основное в этом мифе - хитрость Локи (он превратился в кобылу и отвлек коня великана от работы).
В песни основное то, что боги нарушили клятвы.
|
Строфа 27
| |
Слух Хеймдалля. - Многие считают, что речь идет о роге, в который
Хеймдалль затрубит перед началом гибели богов (см. строфу 46). Другие считают,
что Хеймдалль заложил свой слух, как Один-свой глаз (см. ниже).
Залог Владыки - глаз Одина, который он оставил как залог в источнике
мудреца Мимира, получив от него мудрость. Мимир был брат Бестли, матери Одина.
|
Строфа 28
| |
Князь асов - Один.
|
Строфа 29
| |
В строфе 29 говорится о том, что Один заплатил вёльве за ее прорицание богатыми подарками.
|
Строфа 30
| |
Готы - воины. Название племени, знаменитого своей воинственностью, стало нарицательным.
|
Строфа 31
| |
Бальдр - светлый бог, сын Одина и Фригг, брат Тора. Строфы 31-32
имеют в виду миф о его смерти, который сохранился в "Младшей Эдде".
Бальдра, любимого сына Одина и Фригг, мучили зловещие сны. Он рассказал
о них асам, и тогда Фригг взяла клятву со всех вещей, что они не будут вредить
Бальдру. Боги забавлялись тем, что они бросали в него копьями и камнями,
и ничто не вредило ему. Узнав у Фригг, что она не взяла клятвы только
с побега омелы, Локи срезал его, подговорив слепого бога Хёда бросить его
в Бальдра, и направил руку Хёда. Бальдр был поражен насмерть, и все боги
оплакивали его. Пока его тело лежало на костре, бог Хермод по просьбе
Фригг поехал к Хель, чтобы попытаться вернуть Бальдра из ее царства. Но
Хель поставила условием его возвращения- чтобы все живое и мертвое в мире
его оплакивало. И все живое и неживое стало его оплакивать. Но в одной
пещере сидела великанша по имени Тёкк и не плакала, и это был Локи. В
строфе 31 специфически исландской чертой является описание омелы как деревца,
растущего в поле. Омела растет только на деревьях, но исландцы могут
не знать, как она растет (она есть в Норвегии, но не в Исландии).
Брат Бальдра - Вали, сын Одина и Ринд.
|
Строфа 33
| |
Фенсалир - жилище Фригг.
Вальгалла - жилище Одина.
|
Строфы 34-35
| |
В строфах 34 и 35 речь идет о наказании Локи.
Хвералунд - "роща горячих источников". Таких источников множество в Исландии.
...обликом схожего с Локи зловещим - т. е. самого Локи.
Сигюн - жена Локи.
|
Строфа 36
| |
Слид - "свирепый".
|
Строфа 37
| |
Нидавеллир - "поля мрака".
Окольнир - "неохлаждающийся" (?).
|
Строфа 39
| |
Нидхегг - черный дракон (см. строфу 66).
Содержание строфы 39 напоминает христианские описания страдании грешников в аду.
|
Строфа 40
| |
Железный Лес - жилище ведьм.
Фенрира род - волки. Отсюда начинается описание гибели богов.
Фенрир - порождение Локи, чудовищный волк, который проглотит солнце.
Его когда-то связали боги. Когда он вырвется, начнется гибель богов.
|
Строфа 41
| |
Жилище богов - небо.
|
Строфа 43
| |
Гуллинкамби - "золотой гребешок".
Герои Отца Дружин - эйнхерии, т. е. воины, живущие у Одина.
Отец дружин - Один.
|
Строфа 44
| |
Гарм - по мнению одних, чудовищный пес, охраняющий преисподнюю; по мнению других, волк Фенрир.
...привязь не выдержит - вырвется Жадный. - См. прим. к строфе 40.
|
Строфа 45
| |
В описании морального разложения, предшествующего гибели богов, усматривают христианское влияние.
|
Строфа 46
| |
Дети Мимира - великаны или реки и ручьи (?).
Рог Гьяллархорн - рог Хеймдалля. Его сопоставляют с трубой архангела в христианской мифологии.
Череп Мимира. - В "Саге об Инглингах" рассказывается, что
асы послали Мимира заложником к ванам, те отрубили ему голову и послали назад
асам, а Один сохранил ее при помощи колдовства, и она открывала ему тайны, но
ср. строфу 28, где Мимир еще жив, хотя война с ванами уже позади.
|
Строфа 47
| |
Typc - великан, т. е. волк Фенрир.
|
Строфа 50
| |
Хрюм - имя великана.
Ермунганд - мировой змей.
Нагльфар - корабль, который будет построен из ногтей мертвецов. В Исландии до сих пор
распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы.
|
Строфа 51
| |
Муспелль - по-видимому, имя огненного великана. В древневерхненемецком произведении Х в.
встречается слово muspilli - "конец мира, страшный суд". Неясно, христианского
происхождения это слово или языческого.
Брат Бюлейста - Локи.
|
Строфа 52
| |
Сурт - подземный великан, правящий огнем, буквально "черный". Предполагают, что он -
отражение исландских вулканов.
Губящий ветви - огонь.
|
Строфа 53
| |
Хлин - Фригг. Ее новое горе - смерть Одина, ее старое горе - смерть Бальдра.
Убийца Бели - Фрейр. Бели - великан, которого убил Фрейр.
Радость Фригг - Один.
|
Строфа 55
| |
Отец Побед - Один.
Трупный зверь - волк Фенрир.
Сын Хведрунга - он же. Хведрунг - Локи.
|
Строфа 56
| |
Хлодюн потомок - Тор. Хлодюн, или Фьёргюн,- мать Тора.
Сын Одина - Тор.
Страж Мидгарда - Тор.
|
Строфа 57
| |
Питатель жизни - огонь.
|
Строфа 60
| |
Пояс мира - мировой змей.
Великий бог - Один.
|
Строфа 62
| |
Хрофт - Один.
|
Строфа 63
| |
...братьев обоих - Бальдра и Хёда (?).
Дом ветров - небо.
|
Строфа 65
| |
В строфе 65 многие видят влияние христианства.
|
Строфа 66
| |
Ей - вёльве, которая говорит прорицание.
|