Эта самая длинная из песен "Старшей Эдды" явно представляет собой конгломерат из элементов разного характера и разного происхождения.
Строфы 104-110 | В этой части Один рассказывает о том, как он соблазнил Гуннлёд, дочь великана Суттунга, и благодаря этому добыл мед поэзии. Миф о том, как Один добыл мед поэзии, подробно рассказывается в "Младшей Эдде". |
Строфы 111 и 146-164 (Ljodatal) | Эта часть представляет собой перечень восемнадцати различных заклинаний, произносимых Одином. |
Строфа 49 | Деревянные мужи - вырезанные из дерева человеческие фигуры. |
Строфа 51 | Пять дней - срок, часто упоминаемый в древненорвежских законах. |
Строфа 53 | У малых песчинок, у малых волн мудрости мало... - Неясное место. Другие толкуют: "малы пески малых морей, мал ум людей"; или "на малых берегах малых морей мал (ограничен) ум людей", и т. д. |
Строфа 72 | Камень у края дороги - неотесанный могильный камень в форме стоячей плиты или обелиска, часто с рунической надписью. Такие камни ставились в Норвегии в языческую пору. |
Строфа 76 | Строфы 76 и 77 обычно считаются суммирующими мировоззрение эпохи. |
Строфа 78 | Фитьюнг - то ли "жирный", то ли "житель Фитьяра" (Фитьяр - селение в устье Хардангерфьорда в Норвегии). |
Строфа 80 | Вещий - Один. Возможно, что строфа 80 относится к пятой части (см. комментарий выше). |
Строфа 81 | ...жен - на костре - во время погребения, т. е. после смерти. Сожжение умерших на костре практиковалось в Скандинавии только до середины IX в. В Исландии этого обычая вообще не было. |
Строфа 83 |
...коня купи тощего, меч - заржавелый - они тогда дешевле.
...корми... пса - у чужих - он тогда будет голодный и злой. |
Строфа 84 | ...на колесе их слеплено сердце - на гончарном колесе. |
Строфа 104 |
Typc - великан, т. е. Суттунг.
Сюжетная основа строф 104-110 - миф о меде поэзии, известный по "Младшей Эдде". При заключении мира между асами и ванами (см. прим. к "Прорицанию вёльвы") слюна тех и других была собрана в сосуд и из нее сделан мудрый человек по имени Квасир. Два карлика - Фьялар и Галар - убили Квасира и смешали его кровь с пчелиным медом. Всякий, кто пил получившийся таким образом напиток, т. е. "мед поэзии", становился поэтом или мудрецом. Карлики затем убили великана Гиллинга, и им пришлось отдать мед поэзии как выкуп Суттунгу, сыну Гиллинга. Суттунг держал мед поэзии в горе Хнитбьёрг под охраной своей дочери Гуннлёд. Желая добыть мед поэзии, Один нанялся работать к Бауги, брату Суттунга, назвавшись Бёльверком ("злодеем") и предварительно погубив девятерых работников Суттунга. В награду за работу он потребовал глоток меда поэзии. Бауги привел Одина к Суттунгу, но тот не дал ему ни глотка. Тогда Бауги просверлил гору буравом по имени Рати, Один проскользнул в образе змеи в отверстие, проник к Гуннлёд, соблазнил ее, выпил весь мед и, приняв образ орла, вернулся в Асгард, где мед поэзии с тех пор хранится. Некоторые современные исследователи возводят этот миф к эпохе индоевропейской общности. |
Строфа 106 | Стены ётунов - скалы. |
Строфа 107 |
Одрёрир - "приводящий дух в движение", т. е. мед поэзии, также один из трех сосудов, в
которых мед поэзии хранился у Суттунга.
Дом священный людей покровителя - Вальгалла, жилище Одина. |
Строфа 109 |
Хримтурсы - "великаны инея".
Содержание строф 109 и 110 неясно. В "Младшей Эдде" эта часть мифа о меде поэзии не имеет никакого соответствия. |
Строфа 110 | Клятву... дал на кольце. - Священное кольцо, на котором давали клятвы, хранилось в языческом храме. Такие кольца засвидетельствованы также у готов. |
Строфа 126 | Строфа 126 имеет в виду условия, когда еще не выделились ремесла. |
Строфа 140 |
Бестла - мать Одина и дочь великана Бёльторна.
Одрёрир - см. прим. к строфе 107. |
Строфа 142 |
Хрофт - Один.
...их окрасил... - Руны окрашивались кровью. |
Строфа 144 | Умеешь раздать - разделить принесенных в жертву животных в раздать присутствующим (?). |
Строфа 145 | Тунд - Один. |
Строфа 151 | ...корнями вздумал вредить мне - нарезав на корне магические руны. |
Строфа 156 | ...в щит я пою... - Это место сопоставляют с известным местом у Тацита, где рассказывается, что германские воины пели в щит, что называлось barditus. |
Строфа 158 | ...водою младенца могу освятить... - Обычай опрыскивать младенца водой при наречении имени существовал и до введения христианства. |
Строфа 160 |
Тьодрёрир - имя карлика.
Деллинг - отец дня (см. "Речи Вафтруднира", строфу 25). |
Строфа 162 | 162. Лоддфафнир - ср. строфы 112 след. |