Q:Что такое PbEM RPG?
А:Что такое RPG, которое Role Playing Game - я объяснять здесь не буду: существует множество других мест, которые содержат необходимую информацию по этому поводу. PbEM - Play by E-Mail - Игра По Электронной Почте. Сокращение ИпЭП смотрится довольно похабно, поэтому я буду в дальнейшем использовать PbEM.

Q:Как происходит сам процесс PbEM RPG, и что для нее нужно?
А:Сверх того, что необходимо для обычной TRPG, нужно всего лишь подключение к интернету и мэйлер. Обычно мастер создает рассылку (например, на groups.yahoo.com), и подписывает на нее игроков. Письмо, написанное на адрес рассылки, попадает к каждому из подписчиков, включая самого написавшего. Мастер выдает вводную информацию, и излагает сложившуюся ситуацию, а каждый игрок на нее реагирует, общаясь с персонажами и взаимодействуя с миром; как только все игроки написали ходы, мастер их обобщает, и говорит результат действий, после чего процесс повторяется.

Q: Каковы различия между настольной RPG и игрой по почте?
А: Несмотря на кажущуюся схожесть, эти два вида игры очень различаются по своей сути. PbEM RPG представляет собой тот самый случай, когда заменитель оказался способным соперничать с оригиналом - ведь изначально призванием игры по почте было именно замена игры в живую - но, развившись, она стала составлять здоровую конкуренцию. В чем же основные достоинства и недостатки этого вида?

Достоинства:
  • Основным, и самым важным достоинством PbEM RPG является то, что практически не стоит проблема расстояний между игроками - она позволяет играть вместе игрокам с разных концов земли.
  • PbEM RPG частично решает проблему наличия или отсутствия свободного времени - вам не нужно ждать того момента, когда все игроки будут свободны и смогут присутствовать в течение довольно длительного времени в одном помещении.
  • Даже при большом количестве участников, мастеру легче координировать действия персонажей - он не забудет заявку первого игрока, слушая заявку седьмого - все хранится в письменном виде.
  • Вне игры оказываются многие игромеханические моменты, которые невозможно полностью скрыть при игре в живую - игроки не видят бросков дайса, не видят, на какой странице открыта у мастера та или иная книга, не видят, как один из игроков подсовывает мастеру записку с действием - все это положительно сказывается на художественности ходов и отыгрыше.
  • Некоторые игроки испытывают сложность при общении в живую - природная скромность, застенчивость и тд., что не позволяет им полностью использовать свое воображение. Игры по почте дают им такую возможность, наравне с общительными игроками.
  • При написании хода почтой, всегда есть время хорошо его продумать, избежать поспешных и неразумных действий. Это с одной стороны повышает качественный уровень самой игры, а с другой стороны несколько снижает реалистичность - все-таки есть ситуации, когда персонажу на раздумья отводится несколько мгновений.
  • Интеграция мультимедийных технологий в процесс игры становится естественной - листы персонажей и правила в электронном виде, нарисованные с помощью соответствующих программ карты, поясняющие рисунки и/или фотографии и многое другое становятся доступней (черт, почти как при установке винды :-).
Но, как и у любой другой вещи, у PbEM RPG есть свои недостатки:
  • Первый и величайший минус - это, естественно, скорость игры. Обычно то, что проходится в живую за пару-тройку сессий, по почте может затянуться на несколько месяцев. Некоторых одно это отвращает от PbEM RPG, но, с другой стороны, так же существуют и те, для которых это почти не минус - те, кому некуда особо спешить.
  • Затруднен обмен игровыми материалами - далеко не всё существует в электронном варианте, а для того, чтобы сканировать, естественно, нужен доступ к сканнеру, что есть дополнительная трудность.
  • Интернет зачастую стоит денег, хотя, конечно, почта обходится довольно дешево. Многие решают эту проблему путем использования для написания почты компьютер на работе/в школе/в институте, но это не так удобно, как дома.
  • Нужно уметь ясно излагать свои мысли в письменном виде. В то время как при живом общении излагать мысли помогают жесты, мимика и бранные междометия, в электронной почте это вряд ли поможет. Для ярких, живых ходов нужно так же знание языка уровнем выше среднего - пропущенные запятые, курьезные очепятки, и неправильно поставленные безударные гласные ужасно портят впечатление. Опыт показывает, что отнюдь не все способны избегать подобных вещей.
  • Усложняются некоторые аспекты игровых систем - ведь они, в большинстве своем, разрабатывались именно для живой игры, а не для PbEM RPG. Отсюда проблемы, вроде применения удачи в Cyberpunk2020 - выяснение, сколько же очков игрок готов потратить в данном конкретном случае, может затянуться надолго.
  • Несколько сложнее создать атмосферу - если при игре в живую можно подобрать музыку, освещение, и прочие элементы обстановки, то при игре по почте это приходится описывать словами, что нужно, опять же, уметь.
  • Как ни странно, но по интернету не попьешь вместе пива. Лично я не считаю это недостатком, более того - по-моему, пиво мешает процессу, но мне известно большое количество народа, которое считает пиво неотъемлемым атрибутом любой ролевой игры.
Q:Что есть lurker?
А:Lurker, иначе наблюдатель - это некто, кто подписан на игровую расслку, но не является игроком, то есть не пишет ходы и не имеет персонажа. Весьма полезная вещь для новичков - дает возможность прочувствовать атмосферу игры. Если вы еще ни разу не играли в PbEM RPG - попросите сначала какого-нибудь мастера записать вас наблюдателем, и посмотрите все в действии.

Q:Я хочу поиграть. Куда мне пойти?
А:Существует довольно много мест, где проводятся наборы всех желающих, но лично мне такие места не очень по душе - люблю, знаете ли, приватность в этом деле. В любом случае, если хочешь найти игру - ступай на Ролемансер, там есть база данных игроков, мастеров, и вообще. Еще один хороший способ - узнавать через знакомых, уже играющих в PbEM RPG о новых играх - не все партии заявляются на Ролемансере о своем начале.