Собираясь играть эльфа, следует иметь ввиду, что психология, этика и эстетика эльфов очень отличны от человеческих, тем более от психологии эстетики и этики человека XXI века. Попытаемся рассмотреть основные различия:
Психология.
Психология квэнди в меньшей степени построена на противопоставлении и в большей степени на единстве: (единство fea, ore и hroa вместо противопоставления душа – тело, единство «мы, эльфы» вместо противопоставления я – другие, слияние с природой вместо свойственного людям противопоставления уют – дикие места).
Эльф воспринимает себя, и других, не как сознание (fea), но как совокупность fea, ore и hroa (приблизительно: сознания, темперамента и тела), и находит тяжкое горе в их разделении; а ведь именно разделением fea, ore и hroa является для эльфа смерть в пределах существования Арды. Ведь любой эльф – личность, открытая миру, а полноценное взаимодействие с миром осуществимо только при условии телесности.
Природа не воспринимается эльфом как нечто несознательное: Валар – Стихии Мира и майар, их помощники, – личностная составляющая отдельных частей природы. Кроме того существуют mearas, своего рода квинтэссенция вида – майар среди животных – наделенные духом и разумом много превышающем животных (таковы, например, псы Ороме, одним из которых был Хуан). Эльф не воспринимает себя чем-то отдельным от Мира. Квэнди – часть Мира, его Жители, видят себя частью этой гармонии и всеми силами стараются исправить искажение, эту гармонию нарушающее.
Квэнди – традиционное общество, и они остаются представителями традиционного общества даже когда резко меняют свою жизнь. Для эльфа объективен приоритет общего перед частным. Вернее, любая личность существует только как часть Мира – отдельный представитель Жителей Мира. Для эльфов характерно такое же восприятие других народов (Людей и Наугрим), но сейчас мы поговорим о внутриэльфийских отношениях.
Любой эльф, просто по причине пребывания среди живущих, характеризуется несколькими важными факторами: возраст, поколение, умения и таланты, родственные связи. Также, просто по причине пребывания в обществе, эльф обладает еще несколькими характеристиками: дружба, пребывание у кого-либо в обучении или наличие учеников, вассальные взаимоотношения, взаимоотношения подданства. Все это определяет положение эльфа в социуме (не «социальное положение» в нашем понимании, в этом смысле среди эльфов существует полное равенство «ибо нет благородства выше, чем быть из эльдар», а место в обществе и социальные связи), причем первостепенное влияние оказывают мастерство и уважение окружающих.
Именно дальновидность, умение принимать наилучшее для всех решение и уважение окружающих – характеризуют эльфийского короля или лорда. В дальнейшем я буду разделять взаимоотношения подданства и вассалитета (см. раздел «Обычаи», «О королях и лордах»), но оба они строятся, прежде всего, на уважении, мастерстве в управлении и общем признании.
Этика.
Фундаментальное отличие эльфа от человека заключается в том, что изначально (при рождении) эльдар – существа непадшие. Однако, благодаря свободе воли, для каждого эльфа возможен нравственный выбор, а, значит, падение индивидуальное.
Любой безнравственный поступок для эльфа – не искушение, а свидетельство очень тяжкого искажения (так что с человеческой точки зрения любой эльф – этичен по определению), поэтому этическому регулированию подлежат вещи несколько иные, нежели в человеческом обществе. Законодательному же регулированию подлежат вопросы спорные с точки зрения этики. Надо сказать, что законодательство у эльфов прецедентное (например, статут Финвэ и Мириэль или ожидающее нас на игре решение судьбы Эарендиля, Эльвинг и их потомков).
Первостепенное значение для эльфов имеет характеристика «правильности» или «неправильности» мыслей, поступков, окружающих событий. «Правильное» - понимается как «исправляющее, или хотя бы неумножающее искажение», «неправильное» - как «способствующее искажению сейчас или в будущем, поступок против воли Эру».
В социальных взаимоотношениях первостепенное значение имеют любовь и верность, причем ни то ни другое не должно быть слепым. (Любовь – а не обожание, верность – а не преданность, уважение – а не слепое подчинение.)
Важно помнить, что любой эльф сначала оценивает поступок с точки зрения этичности, и только с потом с точки зрения целесообразности.
Иерархия ценностей разнится от народа к народу и от эльфа к эльфу, а также зависит от последствий искажения мира для каждой конкретной личности.
Важно понять, что все нравственные ценности важны для эльфа, расхождения могут возникать лишь в вопросе расстановки приоритетов.
Эстетика.
Для миропознания эльфов характерны совмещение доверия и знания, нераздельность научного и чувственного познания. Эстетично – уместное, т. е. занимающее свое место в гармонии мира. Привнесение в мир прекрасного – это привнесение в мир уместного. Эльфы – творцы, творящие ради умножения красоты. А красота умножается и стихотворением, и браслетом, и выложенным камнями руслом ручья. Именно в силу уместности прекрасное у эльфов – практично, а практичное – прекрасно (вспомним восхищение Сэма обычной веревкой). Тем не менее, красота, с точки зрения эльфов, существует для себя самой и может быть найдена во всем, в чем еще можно разглядеть отсвет неискаженного мира.
Религия и чары.
В нашем понимании религия у эльфов отсутствует. Эльдар не «верят» в существование Единого, они «знают», что Эру существует, что Он – Творец мира и что эльфы и люди – Его Дети. Отношения эльфов с Валар так же нельзя назвать религиозными. Валар – личностные Стихии мира, учителя и наставники для общавшихся с ними эльдар, но никак не «боги». Им не служат, моление Валар – это личностное обращение с просьбой, благодарностью или другими речами, предусматривающее общение между личностями. Эльфы знают, что Валар часто слышат обращенные к ним слова, но не всегда отвечают (на игре вы сильно повысите вероятность ответа, позаботившись, чтобы ваши слова были услышаны ближайшим игротехником). А то, что обычно принято называть эльфийскими чарами проистекает из близости к миру и творческих способностей, намного превосходящих человеческие.
Мы поговорили о вещах, свойственных всем эльфам, теперь перейдем к командным вводным.
Почему-то принято считать ваниар похожими на детей: легкомысленными, веселыми, беззаботными, живущими одним днем. Как и во многих других поверхностных мнениях – в этом только половина правды.
Если нолдор всегда отличали тяга ко всему новому и неизведанному, любопытство исследователя (а как это устроено?) жажда научиться, а потом и развить свое мастерство; то ваниар свойственен более созерцательный подход, удивление перед чудом. Там где нолдо или человек хочет узнать, ваниа хочет понять: не как из семени вырастает цветок (хотя и это очень интересно), а почему он такой, а не какой-нибудь другой, почему все цветы одного вида похожи, но разные, почему он так уместен именно здесь. И какова роль именно этого цветка во времени Арды. Ни один из этих (и множества других) вопросов не является для ваниа праздным, ваниа успокоится только тогда когда получит ответы на все, но и тогда не перестанет удивляться цветку, как не перестанет удивляться ни один из эльдар, видящих все каждый раз заново.
Не следует считать ваниар беззаботными созданиями, живущими в вечном празднике. Конечно, радость наполняет их жизнь, как наполняет жизнь любого народа эльдар, живущего в Благой Земле, но если бы вся жизнь была праздником, Праздников бы не было (а мы помним как беда пришла в Валинор во время Праздника Первых Плодов в Валмаре). Ваниар – народ землепашцев, если Финвэ – король-кузнец, то Ингвэ – король-пахарь. Разумеется, это не значит, что среди нет посвятивших себя другим занятиям (как и не все нолдор занимаются рукоремеслом), но земледельцев среди них большинство.
Ваниар отличают уравновешенность и некая гармоничность, не отсутствие стремлений, но взвешенность и целесообразность поступков, и обостренное чувство правильности или неправильности, точнее даже праведности или неправедности происходящего, собственных поступков и мыслей. Это можно назвать интуицией, но если (точнее когда) ваниа мыслит логически, он приходит к тем же самым выводам. Ваниар не стали слушать Моргота, потому что он им не понравился. Они не смогли уложить его логичные и внешне правильные слова в свое мировосприятие, и не стали слушать, а тем более обдумывать его речи, и принесенное Морготом зло не коснулось их изнутри.
Созерцательность отличает ваниар даже в большей степени, чем остальных эльдар: ваниа принимает каждую травинку и радуется ей так же как колосу, выращенному собственными руками, радуется чаше, из которой так приятно пить в жаркий день ключевую воду, этой воде и этой жаре. И стократ сильнее радуется улыбке друга и делам его рук. Дивится и радуется всей той красоте, что окружает его каждый день и которую эльдар умножают год от года. Радуется потому, что так должно быть и печалится, когда думает о том, что так не везде.
В то время, что прошло от Сокрытия Валинора до завершения плавания Эарендиля, аманэльдар практически ничего не было известно о происходящем в Серединных Землях. Ветры несут вести Манвэ, воды рассказывают Улмо обо всем происходящем там, но мало что известно эльфам Валинора о подвигах и страданиях своих сородичей в Бэлерианде, и закрыт путь к тем берегам. Пока не приплыл Эарендиль.
Тут мы вплотную походим к событиям, с которых начинается игра. Перед всеми, кто будет играть аманэльдар стоит сложная задача – сыграть непадших, безгрешных (насколько это возможно в искаженном мире) существ, которые непосредственно соприкасаются со злом. Надо уточнить: аманэльдар прекрасно понимают, что такое зло, они его не принимают и не могут представить, как можно его принять. Искажение, зло – не совместимо с миром, поэтому причиненное зло, искажение надо исправлять, насколько это возможно в Искаженном мире, и предотвращать его появление. Война Гнева – священная война, потому что освобождает живущих в Бэлерианде от страха перед Морготом, а многих и от рабства ему, (и тем самым исправляет зло), предотвращает завоевание Морготом всех частей мира, в частности Юга и Востока, и обращения их жителей в рабство (и тем самым предотвращает зло), и несет надежду, что самое сильное зло – может быть побеждено (и тем самым несет добро).
Но тут мы уже вошли в пределы игры.
Нолдор Валинора – прежде всего мастера. Любой нолдо – прежде всего мастер, причем равно почитаются среди них кузнецы и охотники, строители и лормастера, скульпторы и философы. Нолдор Валинора не ограничивают обстоятельства, которые не позволяют мастерству нолдор-изгнанников свободно развиваться и занимать то место в жизни нолдо, которое ему бы хотелось. Все нолдор стремятся к знанию ради него самого, ради радости узнавать новое, а в Валиноре этому способствует общение с Валар и майар, «обучение» у них. Впрочем, любому нолдо интереснее узнать самому, чем получить готовый ответ, кроме того, «ответ» для эльда и для майа – часто не одно и тоже. Вместе со стремлением к знанию в нолдор очень сильно стремление к изобретательству, к эксперименту (а что будет, если?), и только здравый смысл и добрые советы ограничивают их тягу к познанию.
Впрочем, для старшей части народа нолдор, преимущественно для родившихся до Исхода, характерны здравый смысл и уравновешенность, умеющие направлять горячие порывы молодежи в нужное русло. Это тоже часть обучения, как и обучение мастерству. Любая свобода ограничена благом, любое творение своей целесообразностью (не «нужностью», а именно «целесообразностью», т. е. соответствием своей цели), только так достижима гармония.
Мудрость и верность Валар ограничивают горячность и неукротимый нрав нолдор Амана. Достаточно уже горя народу нолдор: ибо многие из этого народа уже покинули Валинор без благословения и против воли Валар, и с тех пор нет о них никаких вестей, и король нолдор, Финвэ, был убит и не вернется более, потому что отдал право на жизнь своей супруге, Мириэль. Ныне нолдор правит Арафинвэ, Арафинвэ, у которого хватило мудрости повернуть, но все дети которого ушли в Исход, как и большая часть друзей и родичей тех, кто остался.
Но жизнь продолжается, совершенствуется мастерство, рождаются дети, Тирион потихоньку заполняется, рана, нанесенная Исходом, исцеляется. Тирион наполняют мастерство и покой жизни в Благой Земле. Только с востока не никаких вестей…
К жителям Бэлерианда (светлый блок) относятся команда «Дружина Майдроса и Маглора» и несколько отдельных персонажей. Каждый из жителей Бэлерианда получит индивидуальный загруз по своей роли.
Общей вводной для квэнди, живущих в Бэлерианде, и эдайн можно считать «Сильмариллион» целиком. Однако я кратко остановлюсь на положении дел в Бэлерианде на начало игры:
Все королевства эльфов в Бэлерианде пали. Из их жителей осталась только горстка выживших. Большая их часть бежала на Балар. Майдрос, Маглор и их народ, а также выжившие после падения Гаваней Сириона, живут в его низовьях. По всему Бэлерианду прячется несколько маленьких групп и одиночек из эльфов и эдайн. И все. Конечно, за Эред Луин живет часть народа нандор, никогда не переходившая Синие Горы, а где-то на востоке обитают авари, но о них ничего не известно.