Белфаст


Гравицапа с пепелацем

-А почему я пацак?
-Ты что, дальтоник? Оранжевый цвет от зеленого отличить не можешь?

-Дядя Вова, это же оголтелый расизм!
("Кин-Дза-Дза", реж. Г. Данелия)

Недалеко от North Queen street меня окружает бандочка тинэйджеров, чумазых, в заляпанных желтой краской штанах (два раза "Ку"). У меня в руках чехол с арфой. Сегодня в McCracken school интернациональный день и будет кейли сейшн. Меня пихают и что-то громко кричат в самое ухо, судя по тону обвинительное. К слову сказать, североирландский английский весьма сложен для понимания. Один из парней вдруг достаточно отчетливо произносит: "Go to your South!". Так, эти отморозки сочли меня ирландкой. Больше всего меня волнует судьба инструмента. Собираюсь с силами и что есть мочи ору прямо в физию их главаря. У ребяток шок, пока они отходят, размахиваюсь арфой (прости, родная, за такое обращение) и, треснув кого-то по коленке, освобождаю проход, перебегаю на другую сторону улицы. За моей спиной переключается светофор, и траффик образует препятствие между мной и ими. А теперь скорее вглубь квартала!

Историческая ситуация сложилась так, что территория ирландских католиков (далее пацаки) была завоевана протестантами (англичане, они же оранжисты, здесь чатлане). Все знают как восстанавливалась историческая справедливость - долго и мучительно, но не окончательно. Часть территории пацаков осталась под властью чатлан. В то время как чатланская армия топтала зеленые поля пацаков коваными сапогами, пацаки организовали народную освободительную армию… Эту грустную сагу многие знают в подробностях, поэтому на этом останавливаться не стоит.

Меня, первый раз оказавшуюся в Белфасте, прежде всего удивило как мало народа на улицах. В центре еще ничего, а вот отойдешь чуть дальше… Такое впечатление, что город вымер. Грязные, давно не приводившиеся в порядок здания, стены перепачканы надписями и заляпаны листовками, по улицам носится с шуршанием мусор, кое-где взорваные, покореженные строения. В какой-то момент мне даже показалось, что я попала в фантастический роман Рея Бредбери. Ох, как здесь неуютно. В июле месяце 12-го числа у чатлан праздник, сопровождающийся народным гулянием по аналогии с анекдотом:
-Как отпраздновали?
-Хорошо! Маньке ногу оторвали, в рояль на..али. Славно время провели.
В честь годовщины битвы на реке Boyne, которая произошла в 1690 году, чатлане проходят парадом по улицам города, частенько оставляя за собой фиксированное количество руин, и жгут "пионерские костры". Как сообщают историки, в 1690 г. на поле у вышеназванной реки сошлись войска Вильгельма Оранского и католического короля Якова, последний как известно потерпел поражение. Костры почему-то сами протестанты называют bonfire. Может быть, по аналогии с японским праздником умерших Bon, в ночь на который зажигают bonfires. А может, отголоски языческого обряда в праздник макушки лета. Пусть скажут знатоки. Жжется в этих кострах все подряд, причем "дрова" (ящики, старую мебель) начинают собирать месяца за два. Кроме того сооружаются чучела Папы Римского, Джерри Адамса (президент Sinn Fein) и других горячо ими любимых деятелей, и тоже сжигаются. Понятное дело, что в этот промежуток времени пацакское население и часть мирного чатланского старается покинуть пределы города. Оттого и пустотень такая. Я надеюсь, что достаточно вас напугала. Теперь you are welcome взглянуть на некоторые яркие достопримечательности города, которых я не видела в других европейских городах. Пусть вас не удивляет, что так много политики и разборок, поверьте, там это выпирает из всех углов. Это вам не веселый Юг.

Посмотрите направо, посмотрите налево…

Старинная церковь на перекрестке Antrim road и Clifton street. В городе сохранилось немало построек позднеготического периода, но, увы, соcтояние их плачевно. Стены крошатся и зачастую покрыты плесенью. На кровле укоренились маленькие деревца. Денег и времени на реконструкцию нет. Все заняты другим делом.



Памятник героям I.R.A. на Falls road. Открыт только в этом году. Понравился образ Родины-матери на ирландский манер. Понимаю, шуткам здесь не место, но почему-то также вспомнились строчка знакомая со школьной скамьи:"Есть женщины в русских селениях…". В Ирландии, уверяю вас, с этим тоже все в порядке.



В обычаи оранжистского населения входит разметка собственной территории в цвета британского флага. Не пожалели даже поребриков (привет Питеру! :-). Территория также обильно провешивается флажками той же окраски. Домик слева - лидер по количеству флагов. На нем их 5 у одного "подъезда".


А этот гадюшник заснят при выезде из самого жутенького места во всем Белфасте, района Шанкилл. Это что-то вроде местных Люберец. Гнездо самых отчаянных протестантов. Свалка в кадре - последствия праздничного "пионерского костра", возжигаемого чатланами в ночь с 11-го на 12-го июля.


Улица New Loge, по которой я ежедневно передвигалась пешим ходом до McCracken school. Ее местонахождение отмечено шпилем на заднем плане. В предпоследний день занятий, который я благополучно "забила" ради поездки на север с целью осмотра красот, на New Loge чатлане сделали вылазку и открыли огонь. Без жертв не обошлось. Кого-то застрелили.


Когда я увидела эту картину, мне было вовсе не до шуток. Дело в том, что это свежевзорванное здание находится в католическом квартале на Antrim road, в 30 метрах от школы, где я учила ирландский язык. Да-да, на одной улице… А напротив этого кошмара был еще один кошмар подпаленный, с выбитыми стеклами. Чатлане выкуривали пацаков из жилищ.


Самый престижный район Белфаста. Для толстосумов любого вероисповедания. А вон те желтые краны между домами - верфь, на которой строили "Титаник". У кого-нибудь еще остались вопросы вроде "почему он утонул?"



А это Берлинская стена в миниатюре. Ворота, отгораживающие протестантский квартал от католического. Закрываются на ночь, чтобы горячие молодцы не перебили друг друга, наверное. И везде, как положено колючая проволока. Не жизнь - песня!



Национальный чатланский вид спорта. Из супермаркета крадется тележка, в нее грузится оружие пролетариата доверху, а потом эта "катюша" подкатывается куда надо, и с нее осуществляется битьё окон пацакских жилищ. На асфальте пятно от краски. Это тоже след побоища. Кроме булыжников используются банки с краской. Писать, что "Киса и Ося были здесь", нет времени. Клякса за себя скажет.


Типичный белфастский заборчик. Без комментариев.



Не менее типичный полицейский участок в Белфасте. Спросите, чего это он такой ажурно-решетчатый? А как еще защищаться от местного населения. Высовываться лишний раз - на фиг, на фиг. "Не советую, мнэ-э-э, съедят" (А.Б.С.)
Полицейские машинки, кстати, весьма напоминают смесь броневичка с пепелацем.



Главный оффис угадайте какой организации. Скромно и со вкусом.



Да! Это он! Ну а теперь вопрос на сообразительность, что он тут делает? Точнее, кто и что делает за той дверью, над которой вождь воздвигнут? Открываю букву… Короче это паб. Называется "Kremlin". Но вовсе не для покинувших отчизну борцов за светлое коммунистическое будущее. Это… Ну что? Что? Все внимание! Это кабак для геев. Там-там-тадам! Приз - в студию! Знал бы Лукич…


Картинки с выставки

Это (внизу) образец современного чатланского искуйства. Прославляет доблесть борцов чатландии против борцов пацакии. Такие произведения красуются по всему городу. Рисуют их отсидевшие срок чатлане. Мне этот кадр понравился из-за сочетания рекламы Nescafe (вверху с пропеллером) с оранжистским шедевром.


Еще один кадр, запечатлевший оранжистское художество. "Добро пожаловать в Санди Роу! Ха-ха-ха!" Подпись: Фантомас.



Ирландцы тоже имеют обыкновение разрисовывать стены своих жилищ. Их картины, как правило, отражают горести ирландской нации в процессе и после оккупации. Другая тема - "О дайте, дайте мне свободу!". Бывают еще такие картинки, на которых изображены улыбчивые борцы освободительного фронта, озаглавленные по доброму: "Slan a bhaile" (Счастливого пути домой!). То есть, гребите отсюда, рыжие, да поскорее.

Картинка на улице New Loge. Пока бродила по городу, я вдосталь насмотрелась местной живописи. Как бывший член Клуба юных искусствоведов при Пушкинском музее (во времена счастливого детства) я сделала для себя вывод, что если католики - последователи реализма, то искусство протестантов в подавляющем большинстве яркие образцы примитивизма.


© 2005 Anastassia Papisova. All rights reserved.
Designed by Meldis, programmed by Astellar and Iedeen Web Studio